Мастер дела не боится Печать E-mail
Автор: user   
2017/06/26

Ирина Лопушанская - победитель краевого конкурса «Лучший мастер производственного обучения-2017». Она преподает в профессиональном образовательном учреждении № 6 (г. Хабаровск) и обучает девчонок и мальчишек отделочным строительным работам. Ее ученики - это будущие маляры, штукатуры, облицовщики-плиточники, очень востребованные профессии в наше время повального увлечения ремонтом.
К примеру, на сегодняшний день на рынке труда Хабаровского края штукатурам предлагается 268 вакансий, малярам - 78 вакансий, а облицовщикам-плиточникам - 21, и спрос намного превышает предложения. Для сравнения, на 117 предложений от юристов - всего 15 свободных мест, 230 от экономистов - 20 предложений работодателей.
А если ремонт делает еще и мастер своего дела, то ему нет равных, его ценят, и работу свою он любит. Вот этому и стремится научить своих ребят Ирина Орестовна. Она старается, чтобы случайных людей в этой профессии не было.
Учитель-магнит своими руками
- В детстве я любила играть в школу, - говорит Ирина Лопушанская. - Я всегда была учителем, а все мои подружки - ученицами. В школе старалась везде успеть: организовывала классные часы, встречи, походы, праздники.
Поэтому с выбором профессии сомнений не было - конечно, учителем. Закончила Хабаровский педагогический колледж, учила математике сельских детей. Получила высшее образование и вернулась в краевой центр.
- В поисках работы я зашла в профессиональное училище № 28 и узнала, что там нужны социальные педагоги, - говорит Ирина Лопушанская. - Как раз моя специальность. А через два года мне предложили стать мастером производственного обучения. Для этого надо было пройти курсы штукатуров-маляров.
Мастер - не просто учитель. Поэтому на конкурсе (который в этом году отметил совершеннолетие) участники должны были продемонстрировать педагогическое мастерство и свои собственные профессиональные навыки. Ведь прежде чем научить студента класть кирпич, чинить автомобиль и шить платье, этому должен выучиться и сам преподаватель.
Ирина Орестовна своим ремеслом владеет на «пять» - красит, штукатурит, кладет плитку в любом направлении - хоть по диагонали, хоть вразбежку. Дома весь ремонт она делала своими руками, а на конкурсе финальным «аккордом» стал мастер-класс, на котором Ирина Лопушанская за двадцать минут научила членов жюри, как изготовить подарочный магнит из гипса. Форма, гипс, кисти, краски и магнитики - вот и вся, казалось бы, нехитрая премудрость. Но именно про таких мастеров говорят, что дело их боится - на такие магнитики сегодня просто бешеный спрос. А если у автора есть воображение и твердая рука, без работы он никогда не останется.
«Требуется штукатур со знанием физики»
«Движение вперед без остановки - мой идеал профессиональной подготовки», - вот такой девиз начертала на своих «знаменах» (а если точнее, то предъявила на презентации) Ирина Орестовна, борясь за победу на конкурсе. Впрочем, ее любовь к работе, к ученикам, к мастерству все-таки конкурсом не ограничивается.
Состязания - это временной промежуток, а вот жизнь - это студенты, которые обучаются по новым федеральным образовательным стандартам. Кстати, когда нужно было провести открытый урок, то оказалось, что единственная группа, где строителей-отделочников учат по новым ФГОС - это ее ученики.
Они встречаются два раза в неделю в производственной мастерской. С 9 до часу дня студенты работают - каждый в своей кабинке. В учебных стенах пахнет краской, студенты весело перекликаются через коридор. Казалось бы, работа простая - крась или клади плитку. Но для того, чтобы сделать это хорошо, надо знать химию, физику, черчение, математику.
- Химия и физика - это свойства материалов, черчение - четкость линий, математика - для монтажа, - говорит Ирина Лопушанская. - Все новое в строительстве я изучаю и в теории, и на практике, иначе как смотреть своим ученикам в глаза, если, рассказывая об инновациях, я не могу это показать? Я не играю роль мастера на уроке, а работаю с желанием научить профессии своих ребят.
Ирина Лопушанская приняла вызовы времени, включившись в международное движение WorldSkills («Молодые профессионалы»). Она выучилась на эксперта по компетенциям «Облицовка плиткой», «Штукатур», «Маляр строительный», получила сертификат, а знания помогли подготовить конкурсантов. На региональном чемпионате Worldskills в 2016 году ее студенты заняли призовые места: Джураев Носирджон - 1-е место, Наталья Кочергина - 2-е место.
В ПОУ № 6 разработана большая профориентационная программа, поэтому с набором проблем нет.
- Я уверена в завтрашнем дне моих ребят, - говорит Ирина Орестовна. - Их всегда возьмут на производственную практику, а выпускники трудоустроятся, потому что я прилагаю много усилий для того, чтобы уже на практике они показали хорошие результаты.
Повара, экологи, автомеханики - педагоги
с большой буквы
Об этом мечтает каждый участник конкурса «Лучший мастер производственного обучения-2017» (в этом году до заочного тура дошли 14, в очный вышло 10 человек). Ведь главное для педагога - его ученики и их успехи. Если мастер, прежде всего, волнуется о том, чтобы его студенты знали и умели больше, у него будет множество своих приемов и особенностей. И чем их больше, тем лучше он выступит на конкурсе, демонстрируя свое мастерство и любовь к профессии.
В этом году это были повар-кондитер, мастер по обработке цифровой информации, бухгалтер, строители, автомеханики, социальный работник, лаборант-эколог. Многие пришли с производства, но получили дополнительную квалификацию педагога и сегодня работают мастерами. В финал, кроме Ирины Лопушанской, вышли Евгений Сержантов (Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум) и Ирина Трифонова (Амурский политехнический техникум).
В будущем планируется расширить конкурс по направлениям. Ведь в учреждениях профессионального образования кроме мастеров работают преподаватели общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей, методисты и библиотекари. Может, в 2019 году такой расширенный проект состоится.

 

https://toz.su/

 

Новости профобразования