Татьяна Веденькова, старший методист ХК ИРО отдела профориентационной работы, сертифицированный коуч ( Международный университет Global Coaching)
Коучинг при профессиональном определении одарённых детей ( часть первая)
Легко ли одарённому ребёнку выбрать свой путь? Ответ на этот вопрос кажется настолько очевидным, что и задавать его, как - будто, неуместно… Стереотипное мышление диктует мнение, что у таких детей всё замечательно и иначе быть не может! Да, они прекрасно учатся, у них отличное поведение, они активисты, олимпиадники… Но не всё так просто? По словам коллег, проблема мотивационно – одарённых детей в психологии часто даже не рассматривается как проблемная область. Наоборот, высокий уровень мотивации принято считать неотъемлемым компонентом успешной деятельности (в том числе и учебной). Попробуем разобраться, что же тут не так. Во – первых, у таких ребят своя особая система устойчивых интересов и склонностей. Например, если говорить об организованности и самоконтроле, то тут отнюдь не всё так радужно. К сожалению, часто отмечают, что выдающиеся люди могут быть неорганизованными, рассеянными и небрежными. Присутствует также недостаток в упорстве, настойчивости и в достижении целей (неумение контролировать свои эмоции мешают самореализации даже при наличии высокоразвитых способностей). Какие же проблемы могут возникнуть у таких ребят при выборе пути? К сожалению, даже будучи взрослыми, такие люди мечутся из стороны в сторону. Определившись с профессией очень рано, часто из – за социальной и эмоциональной незрелости к ней они так и не приходят. Не всегда получается у таких ребят строить планы во временной перспективе. А нежелание делать то, что не нравится, очень часто приводит к тому, что начатое дело не доводится до конца… Сделает ли такой подросток выбор на основе стереотипных представлений, или же выберет профессию в соответствии со своими способностями, жизненными ценностями и планами - вопрос, который в контексте данной беседы я считаю основным. Следует также отметить, что у таких людей весьма вероятны изменения в профессиональном пути (даже радикальные). Уверена, что данной категории подростков участие коуча потребуется даже раньше, чем остальным ребятам. А что именно сможет предложить коучинг в области профессионального определения одарённых детей, я расскажу вам позднее.
|