ГДЕ СПРЯТАНО ЗОЛОТО Печать
Автор: Редактор сайта   
2014/01/28

Известная китайская мудрость гласит: «Найди себе дело по душе, и ты не проработаешь ни одного дня в жизни». Но вот найти любимую работу, которая была бы только в радость, - серьезная проблема. Она стоит перед человечеством уже давно. На протяжении жизни меняемся мы сами, меняются наши приоритеты и возможности. Хочется всё успеть. И часто бывает так, что жизнь проходит, а человек до седых волос остается в «творческом» поиске.

Конечно, можно воспользоваться и другой мудростью: не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней. Как свидетельствуют исследования, зачастую многое зависит от мотивации человека. И как показывает практика - это ещё одна большая проблема. С самого раннего детства нам, по сути дела, не объясняют, что и зачем мы делаем. Порой мы просто плывём по течению, потому что «так надо». Все проходят один и тот же усредненный путь: сад - школа - учебное заведение - работа, не задумываясь о том, зачем это нужно, что нам бы хотелось получить в итоге и насколько наши действия способствуют достижению цели.

Так что, подходя к выбору профессии, будущий специалист, как правило, слабо представляет, на что он способен и почему выбирает именно эту профессию. У потенциального студента нередко доминирующей оказывается потребительская установка: получить «корочки» об образовании и со временем как-то устроить свою карьеру.

Сегодня государство и общество постепенно начинают понимать, что необходимо не только удовлетворить амбиции личности, но и добиться того, чтобы человек, вступающий во взрослую жизнь, выбрал именно ту профессию, которая необходима в данный момент региону, стране. Иначе не избежать перепроизводства специалистов, которые годами не могут устроиться в жизни или работают вовсе не по профессии.

Кроме того, ситуация, когда будущий выпускник профессионального учебного заведения плохо представляет свои дальнейшие трудовые перспективы, не редкость. Бывает, что приобретенные знания и умения не вполне соответствуют его природным склонностям, талантам и духовным увлечениям.

Так было практически до последнего времени. И тут, надо сказать, подходы начали меняться. Кардинальные изменения, происходящие сегодня в социально-экономической жизни страны, потребовали пересмотра приоритетов в системе подготовки кадров и определили одну из важнейших целей профессиональной школы - подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности, мотивированной на творческую реализацию личностного потенциала, профессиональных умений и навыков. К примеру, для изучения мотивации студентов профессиональных образовательных организаций министерством образования и науки края проводятся социологические исследования, осуществляется мониторинг уровня информированности молодежи о возможностях получения профессионального образования и возможностях профессионального роста. Анализ анкет абитуриентов учреждений начального и среднего профессионального образования показал увеличение количества поступающих на престижную, по мнению респондентов, профессию или специальность с 8% в 2011 году до 15% в 2013 году.

С 2011 года все учреждения профессионального образования края начали обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам, которые предусматривают приобретение студентами в процессе обучения как профессиональных, так и общих компетенций. Это понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, умение организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Сегодня молодому человеку необходимо уметь оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат, ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество производственного процесса и многое другое.

Именно поэтому сегодня в колледжах и техникумах учат не только профессиональным умениям и навыкам, но и создают возможности для всестороннего развития личности. Начиная с первого курса, каждый студент вовлечен в процесс общения и творчества. Это может быть увлечение спортом или технические кружки и творческие студии, клубы по интересам или культурно-массовые развлекательные мероприятия. А ведь известно, что подготовка какого-либо коллективного творческого дела в группе, совместное участие в акциях и фестивалях не просто становятся увлекательным занятием, а формируют массу общих личностных компетенций.

Кто-то скажет: тоже, мол, новшество - кружки и секции! Да их и в советское время было немало в любом учебном заведении. Наверное, в чем-то они и правы, но сегодня такая работа проводится на совершенно новом уровне, она имеет под собой четкие научные подходы, в ней используются последние достижения в области психологии личности. Около 50% исследований, которые проводят краевые инновационные площадки на базе десяти профессиональных образовательных учреждений, посвящены проблемам воспитания и развития молодого поколения.

Каждому человеку предоставлено право выбора: либо ты с интересом познаешь мир и свою будущую профессию, либо копишь недовольство и наполняешь свою жизнь негативом. В информационном обществе третьего тысячелетия перед профессиональным образованием стоит задача подготовки специалистов, способных эффективно работать с информацией, преобразовывать её в активное знание, которое позволит сегодня решать сложные проблемы как в процессе обу¬чения, так и в будущей профессиональной деятельности, да и в повседневной жизни.

Проблема повышения привлекательности профессионального образования и качественной подготовки кадров решается в крае через модернизацию образовательных программ в соответствии с региональной специ¬фикой рынка труда. В настоящее время в соответствии с требованиями новых стандартов разработаны, согласовано с работодателями, и реализуются 165 основных профессиональных образовательных программ.

В первую очередь формировались образовательные программы по 36 наиболее востребованным профессиям и специальностям по 5 укрупненным группам - это авиа- и судостроение, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, транспортные средства, архитектура и строительство, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника. В этих отраслях сейчас идет модернизация производства, изменение техники и технологических процессов на базе широкого применения интерактивных технологий и информатизации функции управления. А это требует соответствующей квалификации работника, высокого уровня знаний, полученных как при подготовке к трудовой деятельности, так и в процессе производственного обучения.

В ходе реализации краевой комплексной целевой программы «Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 12 июля 2011 года, выявилось, что молодежь практически не знает о том, какие профессии востребованы сегодня экономикой края и насколько они престижны.

Для того, чтобы устранить этот пробел, и был реализован комплекс PR-мероприятий, информирующих молодежь о возможностях получения профессионального образования и перспективах дальнейшего трудоустройства. Особое внимание было уделено популяризации рабочих профессий и специальностей, созданию положительного имиджа учреждений профессионального образования.

Результаты последних мониторинговых исследований свидетельствуют об увеличении числа школьников, владеющих информацией о получении профессионального образования в крае, с 20 до 36 процентов. В крае созданы такие проекты, как портал «Профессиональное образование в Хабаровском крае» http://prof.ippk.ru, который позволил объединить образовательные учреждения в сетевые сообщества по направлениям, где преподаватели сообща решают возникающие перед ними проблемы; сайт «Твоя профессия - Твое будущее! »http://atlasprofdv.ru/. В рамках видеопроекта «Специалисты» три года в краевой телеэфир выходят видеосюжеты, раскрывающие преимущество рабочих профессий. Все больше внимания уделяется сайтам образовательных учреждений. Требование открытости и доступности размещенной в них информации диктует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Свыше 8 тысяч учащихся 9-11 классов школ края получили профориентационные услуги в соответствии с принятыми в крае профориентационными программами. Увеличивается количество посетителей и зарегистрированных пользователей сайта «Атлас профессий», количество просмотров роликов на интернет-ресурсах. Молодежь стала чаще обращаться за профессиональными консультациями при выборе профессии и образовательного учреждения. Мы уверены, что в этой работе сделаны только первые шаги, возможности ее далеко не исчерпаны. Вот, например, совершенно свежий пример. В 2012 году Хабаровский край стал участником движения WorldSkills Russia. Как известно, в движении участвуют 15 субъектов Российской Федерации. А с 19 по 23 ноября в краевом центре состоялся Первый региональный открытый чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Russia. Соревновались свыше 120 представителей из 7 субъектов Дальневосточного федерального округа по 12 компетенциям: сварочное производство, поварское дело, парикмахерское дело, облицовка плиткой, кирпичная кладка, графический дизайн, системное администрирование, автомеханика, столярное ремесло, технический дизайн CAD, кондитер, дизайн одежды. В рамках чемпионата были организованы выставки, мастер-классы, круглые столы.

 

По сути дела, мы впервые увидели мировой уровень профессиональной компетенции рабочих специальностей. Это не только станет ориентиром в нашей работе, но и позволит значительно повысить статус рабочей профессии и уровень мастерства будущих рабочих и специалистов среднего звена. Получить высшее образование никогда не поздно. Только учиться осознанно, поставив четкие цели и имея хорошую базу знаний, в вузе будет легче и интереснее, если за плечами уже будет рабочая профессия или специальность. Тем более, что сегодня в программах профессиональных образовательных организаций и вузов все настойчивее прослеживается преемственность, ориентированная на развитие личности и профессионала. Мы хорошо понимаем, что находимся только в начале пути. Впереди немало работы, но путь этот определен, многое уже делается, и потому есть уверенность, что задачи, которые ставят перед образованием общество и экономика, мы решить сумеем.


Елена ВОЛОГЖИНА, заместитель начальника управления - начальник отдела начального и среднего профессионального образования министерства образования и науки края.


По материалам общественно-политической газеты "Тихоокеанская звезда"

Обновлено 2014/01/28