В МАЕ БУДЕМ БРАТЬ КАЗАНЬ! Печать E-mail
Автор: user   
2014/04/28

Буквально за один учебный год Хабаровский край прогремел в системе профессионального образования России. И не только потому, что наша система признана одной из лучших в стране и получила солидные средства на развитие по линии Минобрнауки РФ.

Хабаровский край стал участником масштабного движения обучающихся, студентов системы профессионального образования и молодых рабочих со всего мира - WorldSkills International. В начале мая прошлого года команда Хабаровского края привезла награды из Тольятти, где проходил первый национальный чемпионат по рабочим профессиям WorldSkills Russia. Оценки участникам выставляли 12 международных и более 140 (!) российских экспертов.

Москву - брали, Тольятти - тоже

Тогда «бронза» досталась молодому рабочему, выпускнику Амурского политехнического техникума, сварщику Ивану Мамонову. Студентка факультета изобразительных искусств и дизайна Дальневосточного гуманитарного госуниверситета Дарья Быкова в соревновании графических дизайнеров получила «серебро». Студент Хабаровского автодорожного техникума Алексей Побединский занял пятое место в общем зачёте.

А в ноябре прошлого года в Хабаровске прошел первый региональный открытый чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Russia. Его организатором стал Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования. И конкурс, и институт - молоды, проект WorldSkills Russia в крае и институт - ровесники, точнее даже так: после создания института, а это было полтора года назад, Хабаровский край вступил первым за Уралом в это мировое движение. На Дальнем Востоке именно наш регион является «сердцем» профессиональных соревнований WorldSkills Russia.

- Это движение уникально, ведь оно объединяет людей по профессиональным, жизненным интересам. Очень важно чувствовать себя нужным, важным, а когда ты понимаешь, что твоя профессия необходима людям, региону, смотришь на нее совершенно по-другому, - рассказывает ректор института Владимир Приходько. - В школе я получил профессию токаря, но перспектив работы не видел, нам их просто не объясняли. Сейчас найти хорошего токаря - непросто, и его труд высоко оценивается! Может, если бы я это знал в юности, моя жизнь изменилась бы? Я никогда не боялся никакой работы! И, конечно, прежде чем стать руководителем, прошел длинный путь.

Но стереотипы в обществе сейчас настолько сильны, что даже видя суперсовременное учреждение профессионального образования, автоматизированное производство, некоторые говорят: такого быть не может, - продолжает Владимир Приходько. - А посмотрите, например, как работают станочники на Комсомольском авиационном заводе - на станках с числовым программным управлением! Кто знает производство изнутри, это понимает. Спросите, какая сейчас одна из самых востребованных профессий не только в нашем крае? Плиточник! А так широко разрекламированные юристы и экономисты, увы, в избытке на рынке. У плиточника больше шансов получать хорошие деньги, как и у строителя, столяра, машиниста дорожных машин, электрика или сантехника. В Москве на конгрессе «Профессиональные кадры новой России» назвали три профессии будущего: булочник, оператор коммуникационных сетей и кузнец.

Искусство рождается у станка

Сейчас команда Хабаровского края вышла на финишную прямую подготовки к национальному чемпионату в Казани, который состоится в мае. Край представят восемь человек, они уже себя высоко показали на региональном чемпионате.

- Кто-то скажет, ведь были же у нас конкурсы профмастерства, зачем нужны еще и новые? - продолжает Владимир Сергеевич. - Ответ прост: наши конкурсы далеки от мировых стандартов, мы становимся участниками WorldSkills, а значит, растут, и наши требования к профессиональной подготовке. И мы бы не узнали об этом, если бы не WorldSkills. К счастью, нам повезло и мы видели соревнования мирового уровня! Это настоящее шоу, где создаются шедевры. Конечно, для достижения такого уровня мастерства нужно учиться. И у хороших мастеров, которых подготовить нам вполне по силам в крае.

Новейшие технологии в любой сфере производства стремительно развиваются, за ними нужно успевать. А чтобы понять, какие они, эти стандарты, их нужно изучить, увидеть работу зарубежных мастеров. Что наши хабаровские специалисты из института и сделали. Посещали чемпионаты в Корее и Германии, перенимая опыт зарубежных партнеров. Ведь нужно понимать, что поднять престиж рабочих профессий можно только, в прямом смысле слова, всем миром, а международная организация дает для этого много возможностей. Если мы хотим сделать выпускников системы профтеха конкурентоспособными, мы должны знать, какие требования к ним предъявляют работодатели и у нас, и за рубежом. Благодаря этому можно выстраивать систему работы каждого учреждения, менять рабочие программы.

- Мы себе поставили непростую цель, но идем к ней: институт должен видеть в перспективе, что будет через год, через десять лет. Мало иметь специальные программы прогнозирования (а они у нас есть). Сегодня необходимо ориентироваться на мировые векторы развития, этот процесс мы рассматриваем и с научной точки зрения - в институте работают ученые, и с практической - включились в этот процесс и реальные производственники, - продолжает ректор. - И готовить мастеров, преподавателей нужно комплексно.

К слову, стремятся работать по международным стандартам в крае давно. И это очень правильная позиция краевого минобрнауки. Директора профучилищ и техникумов стажируются не только на лучших предприятиях и в учебных заведениях России, но и Германии, Финляндии, Франции. Есть договоренности о стажировках в других регионах. А готовить к конкурсу наших ребят - участников WorldSkills Russia начали заранее, они стажировались на лучших предприятиях не только нашего края, но и в западных регионах страны.

Кто-то может возразить, мол, рабочее движение - это хорошо, но ведь на всероссийское соревнование поедет только небольшая группа участников.

- Тепловоз тоже один, но тянет за собой 40-50 вагонов. И ребята-лидеры становятся своего рода «тепловозами» в своей сфере. И на них равняются сверстники, - отмечает Владимир Приходько. - После олимпиады в Сочи многие узнали Виктора Ана, подробности о его виде спорта, появился массовый интерес к шорт-треку, которого раньше никогда не было. Профориентация - это тоже важная миссия нашего института. В ноябре мы провели чемпионат, а ведь по факту он был второй в крае, но, конечно, абсолютно другого масштаба. Приехало много гостей, пришли зрители. Были случаи, что родители школьников просто даже не знали о возможностях современного профессионального образования у нас в крае, о современных условиях труда, говорили об этом, делились впечатлениями.

Открытый чемпионат - это, не стоит забывать, массовое состязание. Попробовать свои силы может любой желающий. И, между прочим, было много «самовыдвиженцев»-студентов. А это тоже важный показатель. Конечно, еще одна цель конкурсов профмастерства - привлечь к движению работодателей. Где, если не на конкурсах, они смогут найти себе ценных работников? А где студенты узнают о перспективах карьерного роста, о трудоустройстве из первых уст?

У Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования есть и амбициозные планы: создать особую зону профессионального образования и роста. У нас ведь действуют ресурсные центры при учебных заведениях, многие их них побеждали в приоритетном национальном проекте «Образование», основательно обновилась их база, достаточно базовых предприятий. Это правильный путь, потому как только опережающее развитие в образовании даст мощный толчок развитию экономики. Если, как говорит Владимир Приходько, тепловоз тянет на себе 40-50 вагонов, то почему бы и краю в целом не стать таким тепловозом?

Работодатели, не упустите свой шанс

Победителем ежегодного краевого конкурса «Лучший выпускник среднего профессионального образования - 2014» стала студентка четвертого курса Хабаровского технологического колледжа, будущий дизайнер одежды Екатерина Чиргун, которая получила возможность отправиться в Южную Корею в составе молодежной делегации.

Екатерина не только выиграла этот конкурс, но и стала лучшей в первом региональном открытом чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia, который проходил в нашей краевой столице и проводился Хабаровским краевым нинститутом переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.

В финале сразились семеро студентов, прошедших отбор в заочном этапе конкурса, в котором было 17 претендентов. Жюри определило победителей в номинациях состязания. Одну из них - «За активную жизненную позицию» - разделили Екатерина Скопинок, студентка Комсомольского-на-Амуре колледжа информационных технологий и сервиса, с Сергеем Стяжковым из Солнечного промышленного техникума. Звание «Творческая личность» досталось Владимиру Репину из Хабаровского педагогического колледжа, в номинации «Перспективный проект» лидером стала Наталья Жутенко, студентка Хабаровского техникума водного транспорта. «Стремление к совершенству» - эта номинация досталась Александре Писанец из Хабаровского промышленно-экономического техникума. Также была отмечена «профессиональная компетентность» Дарьи Жучковой, студентки Хабаровского технического колледжа.

А еще в этом году впервые вручен диплом в номинации «Общественное признание». Победителя определили в интернет-голосовании, которое проводилось на сайте irpodv.ru - Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, им стал студент Комсомольского-на-Амуре авиационно-технического техникума Иван Галанин.

Учредителями конкурса стали: министерство образования и науки Хабаровского края, некоммерческое партнерство «Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Хабаровского края». Организатор конкурса - Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.

Как «попробовать» профессию

Статистика говорит о том, что, как правило, 47% выпускников общеобразовательных школ выбирают учебные заведения для дальнейшего образования или работу, которые не соответствуют их желанию, интересам, индивидуальным возможностям.
Но как узнать, понравится ли мне та или иная профессия или специальность? Подойдет она мне или нет?

Справочники зачастую рассказывают о профессии сухим языком. Иногда слишком красиво, иногда слишком кратко. Вот, например, профессия станочника широкого профиля на одном из сайтов профессиональной подготовки описывается так: «Изготавливает различные детали из металла и других материалов для ремонта станков и механизмов. Для этого используются токарные, фрезерные, сверлильные и шлифовальные станки. Детали выполняются по специальным чертежам. Правильность изготовления проверяется с помощью оптических приборов». Согласитесь, не очень-то привлекательно. А в сборнике кратких профессиограмм (название-то какое, школьнику точно непонятное!) профессия описывается подробно, но слишком сложно...

У школьника, возможно, решается вопрос жизни, будущего, а тут «изготавливает различные детали...». А какие детали, куда, для чего - не очень-то понятно.

В общем, выход из сложившейся ситуации есть... называется он «профессиональные пробы». Что же такое профессиональная проба?

- Профессиональная проба - испытание или проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, реальной, так скажем, производственной ситуации, - рассказывает Марина Закирова, главный специалист сектора выставочной и профориентационной деятельности Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования. - Школьник общается с представителем конкретной профессии, пробует свои силы.

Профессиональная проба позволит полностью погрузиться в среду профессии или специальности, понять, насколько она ему подходит, и в дальнейшем уже определиться со своим будущим выбором!

И если на «днях самоуправления» дети могут себя почувствовать учителями, то другие профессии чаще всего представляются, максимум, со слов родителей и родни. К тому же в мире профессий столько неизведанных названий: гальваник, клепальщик, строгальщик, стропальщик... Чем занимаются эти специалисты?

А, например, почему бы не начать с простого, допустим, попробовать испечь пироги - узнать тонкости работы кондитера. Можно придумать проект реконструкции спортивного зала родной школы, почувствовать себя архитектором. Можно узнать, как работают столяр или плотник (ведь многие не знают, а какая разница между ними!)...

- В ходе выполнения различных профессиональных проб школьник сможет увидеть содержание и характер профессии по трем ведущим ее составляющим: технологическая (мое мысленное представление образа профессии); ситуативная (я вношу элементы творчества в образ профессии); функциональная (я действую, воплощаю образ профессии на практике), - продолжает Марина Закирова.

Процесс выполнения «пробы» направлен не только на создание у школьников целостного представления о конкретной профессии, но и о группе родственных профессий, сферы, их включающей.

При этом профессиональные пробы могут быть разными, но одна из их целей - это не разово выполнить какое-то задание, а погрузить в профессию как можно глубже, практические задания постепенно усложняются. К тому же учитываются возможности ребенка, уровень его подготовленности.

- В целом профессиональные пробы существуют и проводятся уже довольно давно, - отмечает Марина Закирова. - Они положительно зарекомендовали себя, потому что каждый ее участник в результате получает завершённый продукт деятельности - изделие, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

Но ведь бывает так, что у ребенка что-то не получилось. И это не обязательно из-за того, что профессия не подходящая. Поэтому пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа-рефлексия, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации.

Если преподаватель сам испытывает затруднения при оценке, то за помощью ему следует обратиться к психологу.

На сегодняшний день профессиональные пробы активно проводятся по всему миру и уже зарекомендовали себя положительно. В ближайшем будущем планируется данный опыт внедрять и у нас в крае. Это даст возможность каждому ученику попробовать себя в любой профессии, узнать о них, что в будущем позволит делать меньше ошибок в выборе деятельности.

Кстати, «попробовать себя» могли школьники края, пришедшие на региональный чемпионат WorldSkills, который прошел в краевом центре молодежных инициатив «Платформа» в ноябре.

Сейчас Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования проводит экскурсии и мастер-классы, но в дальнейшем сделать пробу сможет любой желающий!
Следите за информацией на сайте irpodv.ru.

Кто есть кто на чемпионате

Владлен Суриц, участник по компетенции «Технический дизайн», проходит подготовку в стенах родного вуза - Дальневосточного университета путей сообщения, тренером Владлена выступает преподаватель кафедры «Вычислительная техника и компьютерная графика», который в дальнейшем поедет на национальный чемпионат в качестве эксперта по данной компетенции.

Для победителя по компетенции «Автомеханика» Алексея Ушакова была разработана программа подготовки с учётом специфики компетенции. В состав экспертной группы по подготовке теоретической и практической части программы вошли специалисты ведущих предприятий данной отрасли, таких как ООО «Хабаровский Восточно-Региональный «Автоцентр КАМАЗ» и ООО «Автомир».

Победитель в компетенции «Столярное ремесло» Олег Березовский, учащийся Комсомольского-на-Амуре лесопромышленного техникума, стажируется на базе учебно-производственных мастерских своего образовательного учреждения. Материально-техническая база техникума отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и соответствует нормативным требованиям при подготовке рабочих по квалификации «Столяр».

Максим Иовенко, победитель в компетенции «Сварочные технологии», сварщик ОАО «Хабаровский судостроительный завод», проходит подготовку на базе своего предприятия под руководством специалистов лаборатории сварки. Для отработки навыков работы на оборудовании компании «Линкольн Электрик», используемом в соревнованиях национального чемпионата, руководство завода направит победителя на стажировку во Владивосток на ОАО «Дальзавод».

По компетенции «Облицовка плиткой» подготовку к чемпионату проходит выпускник профессионального образовательного учреждения №18 Валерий Дятало, победитель краевого конкурса среди учащихся выпускных групп по профессии «Мастер отделочных строительных работ». Материальная база образовательного учреждения и квалификация тренера соответствуют нормативным требованиям.

Победитель по компетенции «Дизайн одежды» Екатерина Чиргун стажируется на базе Хабаровского технологического колледжа. Здесь есть все необходимое для творческого развития и практического обучения студентов: высококвалифицированные специалисты, современное оборудование, компьютерные технологии.

Компетенцию «Поварское дело» на национальном чемпионате WorldSkills Russia будет представлять молодой специалист, выпускник 2013 года Хабаровского торгово-экономического техникума Григорий Ухин. В данный момент он проходит стажировку у одного из лучших шеф-поваров города Хабаровска.

Умиджон Кадиров, участник по компетенции «Парикмахерское дело», проходит подготовку к чемпионату на своём рабочем месте, в салоне красоты «TREND», где ежедневно сталкивается со своего рода конкурсным заданием - сделать каждому клиенту красивую стрижку или эффектную прическу.

Уверены, что приобретённые профессиональные навыки помогут участникам национального чемпионата WorldSkills Russia 2014 достойно представить Хабаровский край, а в дальнейшем представлять Россию на мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills в Рио-де-Жанейро!

Болеем за наших!

По материалам общественно-политической газеты "Тихоокеанская звезда"

Обновлено 2014/04/28
 

Новости профобразования