Основой экономики Хабаровского края должно стать профобразование - Владимир Приходько Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2014/04/28

О главных тенденциях развития профессионального образования - в интервью с ректором института переподготовки и повышения квалификации в сфере профобразования.
Профессиональное образование должно стать основой экономического роста Хабаровского края. О том, как сейчас меняется система образования в интервью корр. ИА AmurMedia рассказал ректор Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования Владимир Приходько

Владимир Сергеевич, ваш институт – учреждение, не так давно созданное. Какие задачи решает коллектив института?

Рабочие профессии востребованы всегда. Было время, когда они ценились меньше, но сейчас ситуация иная. Сейчас Россия находится в периоде активного развития промышленности, и рабочие профессии просто необходимы – именно об этом говорил Владимир Владимирович Путин. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, в прошлом главный инженер авиационного завода, как никто понимает всю важность рабочих профессий для экономики края, поэтому полностью поддержал инициативу президента на краевом уровне. Так и появился наш институт. В общем и целом он нужен для того, чтобы менять сознание людей, работающих в этой сфере. Ведь как было раньше? Раньше мастер, который учил токаря, рассказывал ему: "Ну не повезло тебе, попал в фазанку". Сегодня токарь – это высокообразованный рабочий, получающий высокую зарплату, работающий с оборудованием, стоимостью в десятки миллионов рублей, которое требует специальных знаний для работы с ним. Задача института: вывести профобразование в разряд престижных, значимых и высокооплачиваемых. Именно профобразование должно стоять в основе экономического благополучия страны.

Как вы оказались в профессиональном образовании?

Мое первое образование – токарь, второе – социальная работа. Я долгое время работал в системе молодежной политики, занимался всем, что было связано с молодежным предпринимательством. Затем работал в министерстве культуры. Я всегда считал, что рабочая профессия – это основа для благополучия каждого человека, его личная экономическая безопасность. Если он умеет делать хоть что-то руками – этот человек никогда не останется без средств к существованию.

Наш институт был создан по решению губернатора – это первое учреждение в России, которое занимается созданием и реализацией специализованных программ обучения в сфере профобразования. Когда мне предложили стать ректором только создающегося института, я не колебался. Мое призвание – работать с молодежью, помогать их самореализации.

Владимир Сергеевич, какие сейчас главные тенденции развития профессионального образования?

Наблюдается рост зарплаты. Она растет и в среднем, и в зависимости от квалификации сотрудника. С каждым разрядом зарплата рабочего растет в арифметической прогрессии. Простой пример: сейчас выпускники лесопромышленного техникума из Комсомольска-на-Амуре, которые учатся на машинистов лесозаготовительных машин, трудоустроены уже на третьем курсе, а зарплата – больше ста тысяч рублей, и она постоянно растет. И это потому, что специалисты востребованы в своей профессии.

Система профессионального образования была развита в СССР. Потом был период забвения, сейчас профобразование становится все более и более важным. Какие принципиальные различия между этими периодами?

У нас появилось новое понятие в профобразовании – эластичность профессии. Это когда профессия одна, а на самом деле, человек может делать очень много. Например, токарь – профессия не эластичная. Но мы научились правильно считать и анализировать потребности рынка.

Количество токарей строго ограничено – мы понимаем, что Хабаровскому краю нужно, скажем, 1000 токарей. И мы их подготовим.  А вот ландшафтный дизайнер – очень эластичная профессия. Допустим, ландшафтных дизайнеров требуется 500 специалистов. Но если их окажется больше, они все равно будут трудоустроены. Потому что ландшафтный дизайнер может работать учителем биологии, может быть садовником, логистом, архитектором. Это все входит в его программу обучения!

Владимир Сергеевич, какими собственными профессиональными успехами вы гордитесь больше всего?

Мои выпускники – мое главное достижение, то, чем я горжусь. Во всех сферах деятельности, которыми мне довелось заниматься в жизни, есть "точки гордости"… Отдельные воспоминания связаны с программой "Вечный город", которую мы проводили в КДЦ "Созвездие". Через нее прошло много талантливых и очень успешных сейчас людей. Это представители совершенно разных профессий, объединенные стремлением жить увлеченно.

Когда в министерстве культуры родилась идея создать фестиваль "Амурские волны", в ее успех мало кто верил. Но время идет, а "Амурские волны" проводятся с той поры ежегодно, и за время своего существования стали престижным международным фестивалем. Вот, например, церемониальные отряды – откуда они появились? Я считаю, что патриотизм – это не высокие слова, а вполне конкретные вещи. Мы должны гордиться своей Родиной, и развитие патриотизма у молодежи – одна из основных задач системы образования в целом. Поэтому создание церемониальных отрядов стало логическим шагом, способствующим развитию патриотизма у молодых людей.

На нынешней работе, в институте, я горжусь нашим участием в организации и проведении Дальневосточного конгресса инженеров "Наука - инженер - промышленность" в Комсомольске-на-Амуре. Первое мое большое достижение, которым я горжусь до сих пор – это победа во Всесоюзном конкурсе пионервожатых в 1988 году, где я вошел в число 50-ти лучших вожатых СССР, и меня пригласили на работу во Всесоюзный пионерский лагерь "Океан" в Приморье. Я был единственным вожатым, которому не исполнилось еще 18-ти лет, кажется, во всем Советском Союзе. Из этого жизненного опыта вырос еще один успешно развивающийся проект – "Краевая школа подготовки вожатых", деятельность которой я буду курировать всегда.  Вожатый – это и друг, и учитель, но в первую очередь – патриот. А это как раз то, чего многим сейчас не хватает.

По материалам ИА AmurMedia

Обновлено 2014/04/28
 

Новости профобразования