Ценностные качества молодого рабочего Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2014/10/01

Мы живем в мире, где наряду с динамично развивающимся техническим и информационным прогрессом очень важно, чтобы каждый человек не потерял себя, развивался как личность, которая, опираясь на вечные ценности, готова к преобразованию и конструктивному взаимодействию.


В неменьшей степени это относится и к молодым рабочим, чтобы в условиях профессиональной подготовки они осваивали не только профессиональные навыки, но и развивали ряд ценностных качеств, которые позволят им соответствовать требованиям современного мира, в котором они живут, и задачам производства. Это возможно лишь в том случае, если молодой человек будет относиться к своей рабочей профессии максимально позитивно. Как к возможности реализовать себя, стать мастером своего дела. Если он будет гордиться своей работой, воспринимать успехи в производстве как личные успехи. О том, какие шаги предпринимаются в Хабаровском крае в этом направлении, с «Мастерской» поделилась проректор по научно-исследовательской работе Хабаровского краевого института развития образования, доктор педагогических наук Наталья Андреевна КАЛУГИНА:


- Ценностно-смысловая составляющая будущей профессии, конечно, должна формироваться не только сотрудниками профобразования, но и всей окружающей социальной средой. Престиж рабочей профессии должен быть поднят. Да, есть информационные и космические технологии, но вспомним ту ракету, которая упала, потому что был неправильно прикреплён один из приборов. Формирование уважения к профессии рабочего и поднятие престижа рабочей профессии, профессионального мастерства должны быть заложены ещё в школе и, конечно, поддерживаться и модернизацией производства, и достойной оплатой труда.


Мало просто уметь работать на станке, шить на швейной машинке, выполнять действия в строительстве. Важно, о чём думает молодой человек, как он себя осознаёт, чувствует ли себя нужным на рабочем месте. Гуманитаризация образования направлена как раз на развитие эмоционально-волевого компонента, который становится внутренним ориентиром молодого человека. Не важно, он будущий инженер или будущий рабочий.


На это должна быть нацелена, в первую очередь, профессиональная подготовка будущего молодого рабочего. Профессиональное образование должно, прежде всего, формировать человека как личность. Надо готовить молодого рабочего к жизни в обществе, учить его общаться, взаимодействовать. Уровень их культурного взаимодействия должен быть очень высок. Соответствие техническому прогрессу ставит их в ситуацию более высокого развития.


Эти моменты мы стараемся донести на курсах в институте повышения квалификации среднего профессионального образования через тематику программ, направленных на понимание необходимости гуманитаризации профессионального образования при подготовке будущих рабочих.


В этом мы опираемся на теоретические подходы, которых достаточно разработано в отечественной профессиональной педагогике. Главным из них является индивидуальный подход - выделение учащегося с его особенностями, способностями, задатками. Принятие его как уникальной личности, создание условий для личностного развития и принятия позитивной позиции «что я могу и где я востребован». К сожалению, опрос среди учащихся профессиональных училищ показывает, что работа им нужна только для того, чтобы обеспечить семью и прокормить себя. Это тоже нужно. Но работа только ради такой цели не подразумевает развитие личности.


Мы ставим задачу перед педагогами и мастерами профессионального обучения создать педагогическую ситуацию, чтобы подвести молодого человека к осознанию, что труд - это деятельность, направленная на преобразование самого человека, на его развитие, реализацию своего потенциала, развитие собственных способностей. В процессе труда мы осознаём себя личностью.


Первое, что мы стремимся сделать, это подвести человека к позитивному самопознанию. Ведь молодёжь приходит обучаться рабочей профессии во многом после своих неудач в школе. Не по своему выбору, а потому, что не могут обучаться дальше. Они зачастую агрессивны, потому что это их защита от мира, который их не принимает. Как это преодолеть? Только человеческим отношением к ним. Принять такими, какие они есть, взять на себя ответственность за их развитие, показать, что они могут быть иными. Что рабочая профессия может стать ступенькой в будущую взрослую жизнь и сама по себе являться смыслом жизни. Чтобы молодой рабочий чувствовал себя успешным человеком, будучи мастером своего дела.


Одно из направлений работы - формирование у подростков индивидуального стиля деятельности. Когда в мастерской педагог не просто ставит цель обучить работать на станке или ином механизме, но помочь овладеть приёмами, которые больше подходят конкретному подопечному. Молодой человек сразу чувствует, что рядом с ним человек, которому он интересен по своей сути, таким, какой он есть. Другое направление - организация взаимодействия, где активизируется познавательная деятельность. Когда педагог «заражает» обучающегося своей увлечённостью профессией, своим мастерством. Скажем, что это на самом деле здорово - выпечь красивый торт или сшить красивое платье, выточить деталь, которая закрутит и завертит большой механизм. Чтобы молодой человек определил для себя: да, я хочу стать плотником, сварщиком, слесарем высокой квалификации. Хочу стать мастером своего дела.


Как пробиться к сознанию молодого человека - профессиональная задача мастеров-педагогов. Они должны быть хорошими психологами и педагогами. В Хабаровском крае все мастера профессионального производственного обучения должны пройти переподготовку и получить педагогическую подготовку. Профессия так и называется - педагог производственного обучения. Эта программа реализуется в институте повышения квалификации кадров в сфере среднего профессионального образования в формах - очно-заочная и дистанционная. Второй момент - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Во всех средних и начальных профессиональных училищах есть психологи, которые работают по самоопределению личности, развитию коммуникативных способностей, развитию личностного потенциала. Эти специалисты сегодня объединены в единый центр - краевой Центр психолого- медико-социального сопровождения, цель которого - постоянное повышение квалификации психологов, работающих в сфере начального и среднего профобразования.

 

На становление ценностных качеств молодых рабочих нацелено введение самого широкого круга предметов гуманитарного цикла в профессиональном образовании. Все профессиональные училища по стандарту должны дать своим выпускникам полноценное среднее образование. И преподаватели нацелены на подчёркивание ценности гуманитарных предметов. Об этом мы постоянно говорим на курсах повышения квалификации педагогов литературы, русского языка, культурологии, истории, обществознания. Профессиональные училища всё больше становятся комфортными, эстетичными. Что тоже создаёт позитивную атмосферу для обучающихся.

 

По материалам общественно-политической газеты "Тихоокеанская звезда"

Обновлено 2014/10/01
 

Новости профобразования