Рабочие руки нужны и в науке Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2014/10/14

Впервые в этом году в новый состав Совета молодых ученых при губернаторе Хабаровского края вошел представитель от среднего профессионального образования. Как оказалось, наука может питать юношей и девушек не только из вузов. О том, как это происходит в СПО, рассказала ответственный секретарь вышеупомянутого совета, кандидат психологических наук Екатерина ЗИБРОВА: "Скажу точно, наука в среднем профессиональном образовании есть. Только здесь она скорее проявляется в виде прикладных проектов, инженерно-технического творчества. Студенты вместе со своими мастерами придумывают действительно уникальные вещи. Просто их к этому нужно подтолкнуть, создать такую атмосферу, в которой и ребятам, и преподавателям захотелось бы творить, а потом помочь в продвижении этих проектов. В этом и заключается одна из главных задач нашего  научно-исследовательского центра в Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования", - объясняет Екатерина Зиброва. - Мы делаем многое, чтобы популяризировать технические, рабочие профессии, активизировать студентов колледжей и техникумов.


Этому способствуют и конкурсы профессионального мастерства. Например, такое глобальное и всемирно известное движение, как  «World Skills Russia», в котором ежегодно участвуют студенты и молодые рабочие нашего края. Это не единственный проект, который позволяет ребятам проявить себя, развить  социальные и коммуникативные навыки.

 

Все большую популярность среди молодежи приобретает слёт «Поколение Профи», организатором которого также выступает научно-исследовательский центр института.  Уже второй год этот проект на базе центра «Созвездие» собирает самых активных ребят из 35 организаций СПО края. В этот раз смена будет проходить с 6 по 11 октября, и в ней примут участие 80 человек.
- Главная цель этого проекта - повысить мотивацию студентов СПО к научной деятельности. Если в прошлом году на смене ребята тренировались в  самопрезентации, развитии лидерских качеств, создании своих проектов, то теперь еще прибавилась другая задача - научить их пользоваться научной методологией, собирать материал, писать статьи.
А главное, участники смены будут учиться реализовывать свои задумки, то есть осваивать азы предпринимательства, - продолжает она. - После выпуска из техникума или колледжа ребята должны уметь применять полученные навыки и знания в реальной жизни, только так они смогут стать полезными на любом производстве, и для этого необходимо творческое техническое мышление.


Попробовать себя в науке сегодня имеет возможность любой студент, получающий профобразование. Ведь практически в каждом учебном заведении СПО работают научные сообщества, где молодой человек может заняться исследовательской деятельностью, прикладным техническим творчеством. С таким багажом знаний будущему студенту вуза будет проще найти себя и в науке на более высшей ступени. Огромная ответственность в этом деле возложена и на плечи преподавателей, работающих в техникумах и колледжах. Они должны обучать студентов не только определенным производственным навыкам, но и умению писать проекты, причем практикоориентированные.


Для поддержки молодых преподавателей и мастеров СПО, которые внедряют исследовательские проекты в своих учебных заведениях,  также реализуется немало задумок. Например, на создание единой площадки для общения и творческой атмосферы работает «Школа креативного мышления». Еще один уникальный проект, реализуемый научно-исследовательским центром института, руководителем которого является Екатерина Зиброва, - «Управление образованием по ценностям» - несет более глобальную миссию: изменить культуру людей, их установки, чтобы эффективно выстроить работу в образовательном учреждении.

 

- Мы создали систему ценностей, во главе которой поставили три главных вектора: профессионализм, творчество и новаторство, командная работа. На их основании написали модель корпоративных компетенций. Это поведенческие индикаторы,  проще говоря - требования к персоналу, на основании которых руководители могут оценивать работу своих сотрудников, - рассказывает молодой ученый Екатерина. - Но чтобы этот проект обрел жизнь, нужно многое изменить, в первую очередь, в головах людей. А для этого необходимо создать такую атмосферу, такие условия, чтобы человеку хотелось творить, заниматься наукой даже за маленькую зарплату. Мы провели исследование, по результатам которого ведущий мотив работника СПО - не материальный. Люди хотят развиваться, повышать свое мастерство, профессионализм, работать в хорошем коллективе. Мне повезло работать именно в таких условиях. Команду нашего научно-исследовательского центра поддерживает ректор института Владимир Сергеевич Приходько, именно поэтому многие наши проектные идеи живут и реализуются. Это касается и руководителей на местах: нас организует и вдохновляет директор центра Ирина Владимировна Пахно.


Проект «Управление образованием по ценностям» уже реализуется в шести учебных заведениях края в формате краевой инновационной площадки. Процесс хоть тяжело и медленно, но движется. Ведь чтобы любая глобальная идея заработала, нужен не один год. Это касается и перспектив развития науки в СПО.
- Будущее науки в профобразовании - это практикоориентированное обучение на качественном новом витке. Думаю, через лет 10 это будет своя ниша, когда студенты техникумов смогут выполнять научно-технические творческие проекты, как в вузах. Сейчас ребята из техникумов делают только отдельные изделия, улучшают старые вещи. Наука же будущего - придумывать новые вещи и внедрять их в производство. Прикладное творчество - это прерогатива, - считает Екатерина. -  Еще я вижу, что в будущем при словосочетании «наука в СПО» люди не будут делать большие глаза.

 

Но само собой все это не произойдет. Поэтому главное для Екатерины Зибровой - ни на секунду не останавливаться в своих научных изысканиях. Сейчас молодой ученый занята очень интересной темой - трудовыми династиями Хабаровского края. Она с командой молодых ученых пытается ответить на вопрос, почему люди поколениями работают в одной профессии. Гипотеза, которую Екатерина собирается доказать, заключается в том, что династии-долгожители отражают стабильность отрасли и  региона. Если же они прерываются, то можно говорить о кризисе в этой сфере промышленности. Результаты этого исследования молодые ученые планируют представить в следующем году на выставке к 75-летию профессионального образования.


По материалам общественно-политической газеты "Тихоокеанская звезда"

Обновлено 2014/10/14
 

Новости профобразования