Мастерство подтвердит сертификат Печать E-mail
Автор: user   
2014/11/18

Развиваются не только технологии, но и квалификационные требования к сотрудникам, которые могли бы работать на современных технологических линиях и станках, оказывать услуги и так далее. Для многих работодателей диплом выпускника означает лишь наличие профессии или специальности, а не уровень мастерства. В странах Европы степени владения специальностями и профессиями подтверждают специальные сертификаты, которые выдают независимые комиссии, имеющие вес на рынке труда. Начал развиваться такой процесс и у нас. В 2012 году в Хабаровском крае появилась независимая оценка профессиональных квалификаций в рамках краевой комплексной целевой программы «Развития профессионального образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы». Программа получила продолжение, и сертификация набирает обороты.

 

Сейчас этим процессом занимаются в центре сертификации профессиональных квалификаций Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования. О развитии этой системы среди обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в Хабаровском крае рассказывает Любовь ГОРБАТОВА, руководитель центра сертификации профессиональных квалификаций Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования:
- Сертификация предполагает определение уровня профессиональных компетенций специалиста или работника. Что подразумевается под профессиональной компетенцией? Это определенный уровень знаний, умений, наличие практического опыта у специалиста в своей профессии. Сейчас наш центр в большей степени занимается сертификацией обучающихся и выпускников краевых профессиональных образовательных организаций. Для нас это важная сторона деятельности, потому что качество подготовки студентов профессиональных образовательных организаций определяют независимые эксперты - работодатели.


Между тем сертификация выгодна и самим студентам. Один из профессиональных модулей, который входит в образовательную программу техникумов и колледжей - вариативный модуль, направлен на получение именно рабочей профессии или должности служащего. Получается, студент еще не окончил образовательное учреждение, а уже получает сертификат о том, что он владеет определенной профессией и может по ней трудоустроиться. Сертификат выгоден и работодателю, принимающему на предприятие молодого специалиста, практические навыки которого уже признали независимые эксперты. Экспертная комиссия оценивает реальную профессиональную подготовку заявителя. Завышать результаты процедуры сертификации экспертам невыгодно: важно установить соответствие уровня владения компетенциями современным запросам отраслевых работодателей.


В частности, в экспертные комиссии, оценивающие итоги сдачи квалификационного экзамена заявителя, входят высококвалифицированные специалисты Комсомольского-на-Амуре авиационного завода, «Амурметалла», Дальспецстроя при «Спецстрое России», Дальневосточной генерирующей компании, Амурского судостроительного завода, Дальстальконструкции и ряда других ведущих предприятий края. Решение о выдаче сертификата принимает специальная комиссия, в состав которой входят представители Союза работодателей Хабаровского края, министерства образования и науки Хабаровского края, руководители отраслевых предприятий и профессиональных образовательных организаций. Данный сертификат подписывается представителем Союза работодателей Хабаровского края и ректором Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.


Процедура сертификации - это теоретический и практический блоки. Тестовые задания - это проверка теоретических знаний и умений по профессии или специальности. А практический блок - комплект заданий, характерных для данной компетенции, в ходе выполнения которых реально проверить наличие практического опыта у заявителя. Проходя процедуру сертификации, учащиеся не только самоутверждаются, но и получают некий знак качества своим умениям, а зачастую и реальные предложения по трудоустройству. Причем если новоиспеченного выпускника пока еще никто не знает и ответственную работу ему, скорее всего, не доверят, то тем, кого посмотрели в работе во время процедуры сертификации, уже делают совершенно иные предложения. А значит, предлагают и более выгодные условия.


Пройти такую сертификацию выпускник может исключительно по желанию. Если в прошлом году можно было «поставить пробу» по 23 профессиям и специальностям, то в этом году спектр расширился и продолжает пополняться. К тому же, сертификат получает не каждый из заявителей - эксперты оценивают строго. Есть определенный процент обучающихся, которые не набирают минимального количества баллов, необходимых для положительного результата.


Что касается центров сертификации, то в России они начали открываться с 2008 года: в Самаре, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге. В Хабаровске первыми подобную работу начали транспортники. Например, квалификацию своих специалистов железнодорожники оценивают в центре сертификации при Дальневосточном университете путей сообщения. Что касается центра при институте, то он специализируется на рабочих профессиях и должностях служащих.


Программа сертификации началась не на пустом месте - этот процесс был запущен президентом Владимиром Путиным. Он поставил задачу создать профессиональные стандарты к 2015 году. Для чего создаются эти стандарты? Описываются именно те профессиональные компетенции или квалификации, которыми должен обладать специалист, указываются уровень и степень их овладения, тем самым профессиональные образовательные организации могут понять, кого и как им готовить. Эти утвержденные профессиональные стандарты публикуются на сайтах Национального агентства развития квалификаций и Министерства труда социальной защиты РФ. Исходя из требований профессиональных стандартов, формируется содержание профессионального образования и содержание оценочных процедур по сертификации профессиональных квалификаций.


Что касается современного процесса, он логичен: меняются условия труда, меняются технологии и организация труда, появляются новые профессии, либо профессии интегрируются, а «старые» приобретают новые свойства или отмирают. Работа ведется сложная и масштабная. В организации сертификации принимают участие представители ведущих отраслевых предприятий и Союза работодателей Хабаровского края. В этом году партнерство расширилось - подключились несколько отраслевых объединений. Например, предприятие «Крайгаз» будет участвовать в сертификации студентов Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сервисного обслуживания по профессии «Слесарь по обслуживанию и ремонту газового оборудования», Ассоциация рестораторов г. Хабаровска выполняет внешнюю экспертизу контрольно-измерительных материалов по профессиям «Повар», «Кондитер».


С начала создания центра в крае идет подготовка экспертов в сфере сертификации профессиональных квалификаций. Первых специалистов мы обучали совместно с Национальным агентством развития квалификаций и Центром сертификации профессиональных квалификаций Самарской области. В этом году в рамках курсовой подготовки преподаватели профессиональных образовательных организаций обучались методике разработки контрольно-измерительных материалов в г. Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. Практический результат обучения - проекты КИМ по новым профессиям/компетенциям.


Составленные проекты КИМ проходят внешнюю экспертизу со стороны отраслевых предприятий, корректируются и применяются при проведении квалификационного экзамена при проведении процедуры сертификации.
Постепенно преподаватели образовательных организаций все больше понимают важность пересмотра содержания и методики профессионального обучения, изменения роли и функций педагога. Уровень низкоквалифицированной, но дешевой рабочей силы, мигрантов часто не соответствует требованиям современного производства. Переучивать, а тем более учить в условиях реального производства - предприятию дороже, чем участвовать в учебном процессе на этапе профессиональной подготовки в профессиональных образовательных учреждениях. Ведь оборудование, которое закупается в наши образовательные организации, зачастую даже более современное, чем на предприятиях, и это правильно - специалистов готовят с опережением.


Пока центр работает непосредственно со студентами. Сертификация работников предприятий, мигрантов, взрослого населения после получения неформального образования - это пока перспектива развития центра. Каждая профессиональная образовательная организация подает заявки на прохождение процедуры сертификации обучающимися; составляется график проведения сертификации, на основании которого проводятся квалификационные экзамены.
Замечу, что ребята, получающие образование в профессиональных организациях, могут получить несколько профессий и несколько сертификатов, подтверждающих их квалификации. Допустим, студент обучается по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». По мере изучения программ он осваивает рабочие профессии: «Газосварщик», «Электрогазосварщик», «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах», «Электросварщик ручной сварки», «Газорезчик».


Если у студента есть желание, то он может выбрать одну или несколько рабочих профессий, подать заявление, пройти успешно процедуру сертификации и получить сертификат, подтверждающий его профессиональную квалификацию по выбранной компетенции или нескольким компетенциям. Что значительно повысит его статус как профессионала и рейтинг для работодателей. А это немаловажно для профессиональной карьеры и трудоустройства. Сертификаты о подтверждении профессиональных квалификаций получили уже несколько сотен молодых людей. Мониторинг показывает, что они успешно трудоустраиваются. А сейчас многие молодые люди еще и амбициозны - сертификат признается работодателями самых престижных предприятий, а значит, повышает шансы трудоустроиться на них, не имея большого стажа.


Записала
Мария НАКОНЕЧНАЯ.


По материалам общественно-политической газеты "Тихоокеанская звезда"

Обновлено 2014/11/18
 

Новости профобразования