Вячеслав Корсаков: Профессиональные умения закладываются каждый день, по кирпичику Печать E-mail
Автор: user   
2014/12/10

Корреспондент беседует с депутатом Законодательной думы шестого созыва Вячеславом Корсаковым, представляющим в региональном парламенте образовательную сферу Хабаровского края.

 

— Вячеслав Владиславович, в какие парламентские структуры вы вошли и чему планируете уделять основное внимание?

— Я член фракции партии «Единая Россия», имеющей абсолютное большинство голосов в Законодательной думе шестого созыва, и принадлежу к той части депутатского корпуса, которая не занимает в парламенте каких-либо должностей и не работает в нем на постоянной основе. Так он устроен.

Мое место работы и основная должность — директор Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Хабаровский торгово-экономический техникум», который хорошо известен не только в Хабаровском крае, но и далеко за его пределами, а старшему поколению дальневосточников он был известен как техникум советской торговли. Кстати, через два года это учебное заведение, выпустившее уже свыше 30 тысяч специалистов, отметит полувековой юбилей. Поэтому вполне логично мое присутствие в составе думского комитета по науке, образованию, культуре, спорту и молодежной политике.

Ну и второй комитет, в котором я изъявил желание работать, — по бюджету, налогам и экономическому развитию. Это тоже объяснимо: сфера среднего профессионального образования включает 33 краевых бюджетных учреждения, ее текущая деятельность и дальнейшее стратегическое развитие регулируется и направляется Государственной программой «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края». А мы знаем, что реализация этой госпрограммы, как и других аналогичных документов, напрямую зависит от полноты ее бюджетного финансирования. И мне бы очень хотелось, чтобы она в целом и раздел, касающийся профессионального обучения, не испытывали недостатка в ассигнованиях.

Тут я сразу хочу отметить, что краевая госпрограмма, ответственным исполнителем которой является министерство образования и науки края, самая объемная по бюджетному наполнению, она на треть опережает по финансовым вливаниям региональную государственную программу по развитию здравоохранения. Вторую по этому показателю. В 2015 году общие ассигнования на развитие образования и молодежной политики приблизятся в 21 миллиарду, а в 2016 году превысят 21,7 миллиарда рублей. Такие цифры заложены Законодательной думой в ноябре в новую редакцию закона «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

— Уж если мы затронули финансовый вопрос, то хотелось бы узнать порядок сегодняшних цифр, непосредственно относящихся к среднему профессиональному образованию.

— Основное мероприятие, на которые разбита госпрограмма, называется «Повышение качества профессионального образования». Так, в 2014 году оно будет профинансировано на сумму порядка 2,5 миллиарда рублей. Это бюджетные средства. Помимо казенных денег система среднего профессионального образования (СПО) базируется и на частных инвестициях — это целевые и финансируемые заказы на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, поступающие от физических лиц, предприятий и организаций, для предоставления наряду с бюджетными местами платных учебных мест для получения профессии.

Реальностью становится и то, что молодежь поворачивается лицом к производственным профессиям. Гонка за дипломом о высшем образовании любой ценой сбавляет обороты. Уже многие школьники, а тем более их родители, прекрасно понимают, что, получив хорошую рабочую и среднетехническую специальность, быстрее найдешь нормальную работу с достойной зарплатой. Что лучше иметь «свою копейку» здесь и сейчас, а не карабкаться десятилетиями по чиновничьей лестнице к высоким должностям, тем более что их на всех не хватит. К тому же перед глазами масса живых примеров: молодые дипломированные гуманитарии различного профиля, сталкиваясь с перенасыщенным кадровым рынком, вынуждены на ходу овладевать побочными навыками и заниматься ремонтом квартир, установкой пластиковых окон, теми работами и услугами, на которые есть спрос.

То, что такое понимание пришло, отмечают и мои коллеги, официально объединившиеся в Некоммерческое партнерство «Совет директоров средних специальных учебных заведений Хабаровского края», где мы обмениваемся опытом, обсуждаем и намечаем пути решения общих проблем. Если вузы сегодня сталкиваются с недобором, то набор учащихся в средние специальные учебные заведения растет, ребят, желающих стать классными поварами, сварщиками, токарями, бульдозеристами с одновременным получением диплома о среднем профессиональном образовании, становится все больше. И этому способствовали изменения, произошедшие и в самой системе СПО.

Сейчас в средних учебных заведениях (а сюда в основном приходят после окончания девятого класса), ребята получают и полное школьное образование, и высокий разряд по рабочей профессии, и квалификацию специалиста среднего звена. Окончив колледж или техникум, они могут начать свою производственную карьеру, что называется, у станка, затем занять управленческую должность, а в будущем, если возникнут необходимость и желание, получить заочно высшее образование.

Еще одно важное обстоятельство. Зачисление в техникумы и колледжи происходит без экзаменов, проходные баллы определяются на основании «содержимого» школьных аттестатов. Растет конкурс: например, на одно бюджетное место в нашем техникуме претендуют при поступлении три абитуриента.

Плюс меры социальной поддержки для юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это помощь при покупке одежды и обуви, пособия на питание, приобретение канцелярских принадлежностей, компенсация проезда, а также социальные, академические и именные стипендии имени генерал-губернатора Муравьева-Амурского и мэра города Хабаровска лучшим студентам. Есть у нас и собственная почетная стипендия — имени первого директора техникума, участника Великой Отечественной войны Ильи Владимировича Экшенгера.

Эти меры и новации продвигались и реализовывались совместными усилиями учебных заведений, профильного министерства, исполнительной и законодательной власти края.

— Региональная экономика, как известно, испытывает дефицит в рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Какие отрасли являются приоритетными?

— Основные направления в подготовке рабочих кадров и специалистов в крае определены. Это авиастроение и ракетно-космическая техника, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, информатика и вычислительная техника, металлургия и машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, морская техника. Ну и, конечно же, сфера услуг, которая развивается бурными темпами. Большая сеть ресторанов и кафе требует высококлассных специалистов, умеющих работать на современном высокотехнологичном оборудовании. Для того чтобы подготовить специалиста международного уровня в области кулинарии, руководство техникума заключает договоры на прохождение стажировок за рубежом. Так, в 2012 году группа студентов проходила стажировку в кулинарном колледже японского города Ниигата, а в 2014 году в техникуме открылся учебный центр германской компании «Рациональ».

— В начале беседы вы отметили, что выпускнику среднего специального учебного заведения нетрудно найти в Хабаровском крае работу. Но как долго может продлиться этот поиск?


— Да, это один из ключевых моментов, и над улучшением этого показателя в Хабаровском крае постоянно работают. Этот индикатор, как ориентир, расписан по годам в госпрограмме «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края». Доля выпускников-очников, которые устроились на работу в течение года, уже достигла 79% от их общего числа. В следующем году мы должны выйти на уровень 80% и закрепиться на нем. Это высокая цифра. Если к тому же учесть, что обязательное распределение выпускников кануло в Лету, а десять лет назад так быстро устроиться на работу по полученной специальности удавалось далеко не многим.

— Студенческий наплыв возрастает, а возможно ли встречное движение? Я имею в виду приток современных преподавателей-практиков, имеющих большой опыт работы в высокотехнологических отраслях и производствах.

— Это одна из актуальных задач, стоящих перед сферой профессионального образования. Решением этой проблемы занимается профильное министерство, не останется в стороне и парламентский комитет по науке, образованию, культуре, спорту и молодежной политике. Тем более что этот вопрос — поддержка педагогических работников — находится в его ведении.

За последние годы материальные стимулы значительно укрепились. В соответствии с майскими Указами Президента РФ от 2012 года происходит существенный рост заработной платы. Так, у преподавателей и мастеров производственного обучения в системе СПО в 2014 году по отношению к средней зарплате по региону зарплата составила 80%. В 2015 году этот показатель будет равняться 85%, а в 2016-м — 90%. В последующие годы он сравняется со средней краевой цифрой и превысит ее, как и предусмотрено президентскими указами.

Но здесь существуют нюансы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, действующим с 1 сентября 2014 года, реализация дисциплин профессионального учебного цикла в среднем профессиональном образовании должна осуществляться преподавателями, имеющими опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Данное требование является обязательным.

Это означает, что, например, выпускник очного отделения технического вуза, получивший квалификацию инженера, не может быть принят на работу в техникум или колледж преподавателем, так как он еще не приобрел опыт деятельности в профессиональной сфере. Но когда он получит такой опыт, то при трудоустройстве в техникум потеряет право на получение повышающего коэффициента к заработной плате как молодой специалист.

Однако выпускники педагогических вузов, преподающие в техникуме или колледже общеобразовательные дисциплины (русский язык, математика, химия, физика и так далее) имеют право сразу после вуза трудоустроиться в средне специальное учебное заведение и получать в течение трех лет повышающий коэффициент к заработной плате в размере 35% как молодые специалисты.

Кроме того, стаж работы инженера или технолога на производстве не учитывается и не дает ему права на получение надбавки за выслугу лет при трудоустройстве в техникум или колледж.

Все это создает определенные трудности в привлечении молодых грамотных производственников в сферу профессионального образования и нарушает принцип преемственности поколений, когда опыт старших педагогов передается молодежи, которые через пять — десять лет могут стать хорошими преподавателями.

Если мы сегодня не подумаем о каких-то новых подходах и механизмах, чтобы изменить ситуацию с привлечением в систему СПО классных производственных кадров, обладающих стойкими морально-нравственными качествами, то завтра таких специалистов-преподавателей у нас может и не быть. Здесь разрывов быть не должно. Ведь практическое обучение закладывает профессиональные умения каждый день, по кирпичику. Это в нашем деле обязательное и жесткое требование. Только так производится конечный продукт — рабочие кадры и технические специалисты среднего звена, составляющие костяк любого производственного коллектива.

В нашем крае это хорошо понимают, проблемы знают, над их решением активно будет работать и новый краевой депутатский корпус.

Беседовал Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО.

Подпись: Депутат Законодательной думы Хабаровского края В. В. Корсаков.

 

По материалам краевой онлайн газеты "Приамурские Ведомости"

Обновлено 2014/12/10
 

Новости профобразования