Как найти своё место в жизни Печать
Автор: Редактор сайта   
2015/04/06

- Мы обучаем очень востребованным профессиям в области технологии и машиностроения, освоив которые выпускники, поверьте, без работы никогда не останутся! Таким перспективным направлением, как металлообработка, охотно занимаются не только парни, но и девушки, - рассказывает преподаватель специальных дисциплин Амурского политехнического техникума Николай Юрченко, признанный «Лучшим преподавателем года».
Претендентов на высокое звание всё больше


«Лучший преподаватель года» - так называется одна из шести номинаций традиционного конкурса «Учитель года-2015» среди лучших педагогов региона. Творческие соревнования нацелены выявить, поддержать и поощрить талантливых педагогических работников, повысить их социальный статус и престиж учительского труда, а также распространить инновационный преподавательский опыт.


Заявок на конкурс «Лучший преподаватель года» в этом году оказалось, как никогда, много! И не только от учреждений, но и самовыдвиженцев из колледжей и техникумов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Амурска.
В числе 25 претендентов - преподаватели спецдисциплин по специальностям «Технология машиностроения», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», «Сестринское дело», «Товароведение и экспертиза качества товаров», а также общих дисциплин - английского языка, математики, информатики, физической культуры и других.
24 и за 50 лет - возрастной состав участников довольно велик. И у каждого за плечами «рюкзачок» с педагогическим опытом, которым они щедро обменивались на конкурсе.


Многие из этих людей пришли в педагогику из других, в том числе далеких от нее профессий. Но теперь, работая с детьми, уверяют, что не пожелали бы себе другой, даже более благополучной с финансовой точки зрения, доли.
- Дети лечат душу! - объясняют участники творческого конкурса. - Рядом с ними всегда, независимо от возраста, остаешься молодым. Подобрать ключики к их сердцам совсем несложно, если любишь дело, которому себя посвятил.


От теории к практике
15 участников успешно прошли первый заочный этап конкурса, где представляли портфолио и в форме эссе описывали свои достижения в педагогической работе со студентами - выпускниками девятых классов, которые через три-четыре года обучения в колледжах и техникумах станут специалистами-техниками, рабочими.
Кстати, судя по вакансиям в банке данных центра занятости населения, такие кадры Хабаровскому краю очень нужны.


В рамках конкурсных заданий участники раскрывали свой профессиональный уровень, степень владения методикой преподавательского предмета, способность решать педагогические задачи в нестандартной ситуации. Конкурсантов ожидали педагогический консилиум и творческая презентация опыта работы.
«Чем выше цель, тем лучше результат» - такой девиз, как призыв к победе, разместили на баннерах в Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания, где проходил полуфинал конкурса «Лучший преподаватель года».
Задания на этом этапе - провести открытый урок, а затем его самоанализ. «Правильно ли я делаю?» - таким вопросом, считают специалисты, должен задаваться каждый учитель. Даже с высоты своего опыта важно разглядеть возможные ошибки, чтобы успеть их исправить. В одних случаях речь заходила об ошибках методических, в других попросту о волнении, из-за которого учитель затягивал время, упускал что-то важное.


- Для меня это самый сложный этап, - признавались некоторые участники. - Нужно не просто «отбарабанить» урок, а показать искусство педагога, продемонстрировать, как владеешь аудиторией - наладить со студентами обратную связь, увлечь, вызвать отклик.
Старания педагогов, судя по атмосфере на конкурсе, не напрасны! Современные подростки, которых чаще принято ругать, называть «трудновоспитуемыми», при чутком отношении взрослых, что на занятиях было очевидно, преображаются на глазах - серьезнеют, включаются в умную беседу, стараются показать себя с лучшей стороны.
Наверное, поэтому открытые уроки прошли интересно и, возможно, запомнятся детям как маленькие события. Как же удается педагогам вот так с ходу найти к студентам подход?


- Сложно это только в одном случае - если ты не современен. Профессия учителя обязывает идти в ногу с интересами молодежи для того, чтобы говорить с ними на «одном языке», - делится опытом преподаватель культуры речи, этики делового общения, русского языка и литературы из Хабаровского технологического колледжа Алена Наринская. - В своей работе я применяю коучинговый подход, то есть не возвышаюсь и не наставляю студентов, а нахожусь с ними рядом, тактично помогаю развиваться в правильном направлении. Из нашего колледжа выходят творчески мыслящие личности, у которых на все есть свое мнение.


Алена Наринская не первый раз участвует в этом конкурсе. Первый опыт был еще в 1999 году, когда она, отработав всего полгода педагогом, заняла среди самых успешных своих коллег шестое место, то есть «первое место во второй пятерке», как она говорит. Юмор и позитивное отношение к жизни очень помогают и в работе с детьми.


Конкурс «Лучший преподаватель года», без сомнения, собирает фанатов своего дела. У этих педагогов горят глаза и полно творческих идей, которые они внедряют в практику и уверяют: остановка в развитии педагога исключена.
- Общаться с детьми нужно только на позитиве! - уверяет преподаватель английского языка из профессионального образовательного учреждения № 2 Комсомольска-на-Амуре Павел Забавников. - 16-17-летние подростки - маленькие взрослые, которые поступают в наш лицей, раскрываются в ответ на искренность и уважительное отношение.


Сложности в работе с ними, наверное, неизбежны, поэтому так важно их правильно мотивировать, чтобы они понимали, чего они в итоге могут добиться. Аргументов вполне хватает! Даже девочки все чаще осваивают перспективные высококвалифицированные профессии станочника и слесаря сборщика, устраиваются на авиастроительные заводы, получают высокие зарплаты.
Обмен опытом, повышение педагогической квалификации и, по сути, возможность представить свой техникум послужило смыслом участия в этом конкурсе для преподавателя из Советско-Гаванского промышленно-технологического техникума Елены Шелудько, которая после работы в школе перешла в техникум.


- Это очень интересно - работать с подростками! - говорит она. - Ведь они считают себя взрослыми и стремятся это доказать. Иногда в телепередачах показывают, насколько они бывают агрессивные и неуправляемые, но, поверьте, так это может выглядеть только со стороны! На самом деле они всегда ищут пример, которому хочется подражать. Преподавателю важно стать таким примером. Если бы вы знали, как приятно видеть результаты своего труда!
Кстати, Елена Евгеньевна очень гордится, что работает в профессиональной образовательной организации - теперь уже единственной в Советской Гавани, куда дети поступают сразу после окончания девятого класса школы, приобретают престижные профессии, становятся конкурентоспособными специалистами.


На что нацелена современная педагогика
Оценивая мастерство преподавателей в проведении уроков, конкурсная комиссия не придерживалась жесткозаданных рамок.
- Мы смотрим на профессионализм педагога в разных направлениях: способности выбирать подходящие методы и формы работы, подбирать к ним содержание, ориентироваться на индивидуальные особенности учащихся и, конечно, мотивировать их к обучению, - говорит заместитель председателя конкурсной комиссии, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики педагогического и дефектологического образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета Леонид Блинов.

- Оценить воспитательную работу преподавателей позволили различные задания - от внеклассных мероприятий до решения психологических задач с точки зрения педагогики и психологии.
Комиссия определяла, насколько квалифицированно специалисты подходят к разбору воспитательных задач, учитывая, что владение теорией в профессии учителя тесно связано с практикой.
- Мы обращали внимание, насколько индивидуальны технологии, которые применяют преподаватели в своей работе: как ставятся задачи, какие выбираются действия, ведь, по сути, из этого складывается педагогическая деятельность, - продолжает Леонид Викторович. - Чем больше учитель наполняет теорией и практикой свой урок, тем выше его профессионализм. И, конечно, мы учитывали человеческие качества, без развития которых не состоится ни один педагог.
Одна из основных задач учителя в наше время сводится не столько к тому, чтобы привить студентам определенные знания и умения, сколько к развитию в них способности адаптироваться к любым изменениям в окружающем мире, найти в нем свое место, в общем, состояться.


В финал конкурса вышли трое педагогов: Николай Юрченко, преподаватель спецдисциплин по специальности «Технология машиностроения» из Амурского политехнического техникума, Елена Максименко, преподаватель по специальности «Сестринское дело» из Хабаровского государственного медицинского колледжа (филиал Комсомольска-на-Амуре), Алена Наринская, преподаватель гуманитарных дисциплин Хабаровского технологического колледжа.
После конкурсных испытаний «Мастер-класс» и «Педагогический совет» среди троих финалистов определился лидер - Николай Юрченко, набравший на конкурсе максимальное количество баллов. Он стал победителем в номинации «Лучший преподаватель года» и принял участие в заключительном конкурсном испытании «Круглый стол» образовательных политиков» с участием министра образования и науки края Аллы Кузнецовой.
Лучший учитель 2015 года представит Хабаровский край на Всероссийском этапе конкурса в Москве.

 

Мария ДЖУС.

 

По материалам общественно-политической газеты "Тихоокеанская звезда"

Обновлено 2015/04/06