Специальное дошкольное образование Печать
Автор: Редактор сайта   
2016/05/17

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Мама ходит на работу.
И у папы много дел.
Значит надо, чтобы кто-то
И за нами приглядел!

Кто накормит кашей с ложки,
Кто нам сказку почитает,
Кто наденет нам сапожки,
Кто стихи и песни знает?

Кто помирит, кто подскажет,
Кто подружка и приятель,
Кто нам фокусы покажет?
Ну, конечно, воспитатель!

Про эту профессию можно говорить бесконечно долго, цитируя великих педагогов и мудрецов, упражняясь в велеречивости и банальном философствовании. Но все по-настоящему великое очень просто. Вот и эта профессия и проста и бесконечно сложна одновременно. Это призвание, а еще точнее – особый образ жизни и мышления, склад характера и великий дар – воспитатель. Это самая честная профессия, потому что дети не принимают ложь, какой бы она не была искусной. Эта самая светлая и благодарная профессия, потому что ничто в мире, включая деньги и звания, не сравнится с сияньем преданных, доверчивых, пытливых, благодарных и любящих детских глаз. Жизнь маленького человека начинается с детского сада, и здесь его должны встретить люди, способные научить жить в большом и сложном мире. Сказать, что это ответственная профессия – просто ничего не сказать. В руках воспитателя сразу несколько формирующихся на его глазах вселенных - непоседливых, бесконечно любопытных и жадно впитывающих окружающий мир. Всего за каких-то 5-6 лет, пока ребенок в саду, его нужно обучить такому множеству вещей, какое ни одному профессору-энциклопедисту не под силу.

А главное – именно воспитателю дано право и возможность быть первооткрывателем детских талантов и способностей. Благородная ответственность перед миром не упустить искры зарождающихся талантов, помочь им разгореться.

 

Педагог  специального дошкольного образования создаёт условия для разностороннего развития воспитанников в дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего вида, проводит индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, активизирует игровую,познавательную,творческую деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил ребенка в школу и нёс все необходимые принадлежности для его обучения. В остальное время он следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии, после популяризации общественного образования, появилась профессия воспитатель.

 

Первый детский сад открылся в 1840 году в г. Бланкенбурге. Новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно, обучить матерей с помощью практического руководства и показа приёмов правильному воспитанию детей. Во второй половине 19 века стали открываться детские сады в России и в Санкт-Петербурге. После гражданской войны сеть дошкольных учреждений постепенно расширялась, их открывали городские и сельские власти, предприятия, кооперативы. Началась подготовка педагогических кадров.

 

Специальная дошкольная педагогика как самостоятельное направление дефектологии выделилась во второй половине ХХ века. Это было обусловлено пониманием специалистами значимости раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции, профилактики и компенсации отклонений в развитии у детей.

 

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Образование и педагогические науки

 

Назначение профессии:

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием организует процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием. Взаимодействует с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием. Свою профессиональную деятельность может осуществлять в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих программы общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности. Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием занимается следующими видам деятельности: организацией мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Должен знать:

особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием,

- методику написания адаптированной образовательной программы дошкольного образования,

- особенности содержания дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении

-особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- сущность и своеобразие игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

- содержание и формы работы с семьей;

- методы и приемы оказания педагогической помощи семье.

 


Должен уметь:

- выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей

- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

- играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей,

использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

- организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

- оценивать продукты детской деятельности;

- изготавливать поделки из различных материалов;

- рисовать, лепить, конструировать;

- осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей, лиц,  их заменяющих,  к проведению совместных мероприятий.

 

Профессионально важные качества:

- любовь и уважительное отношение к детям,

- умение видеть мир глазами ребенка,

- грамотная, выразительная речь,

-отзывчивость, наблюдательность и внимательность,

- эмоциональная устойчивость, ответственность, тактичность, терпение.

 

Медицинские противопоказания:

- нервно-психические заболевания,

- сердечно-сосудистые заболевания,

- заболевания опорно-двигательного аппарата,

- заболевания органов дыхания,

- заболевания речеголосового аппарата,

- заболевания зрительного и слухового анализаторов.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

КГБ ПОУ "Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)"

 


Обновлено 2019/05/28