Эксплуатация внутренних водных путей |
|
|
Автор: Редактор сайта
|
2016/08/15 |
Хозяевами водных магистралей называют специалистов-гидротехников. Они управляют природными потоками рек с целью обеспечения судоходства, проводят борьбу с паводками, осуществляют водоснабжение и защиту окружающей среды. Обучаясь этой специальности, вы научитесь: обеспечивать с помощью различных инженерных методов и гидротехнических сооружений безопасное судоходство; вести борьбу с нежелательными последствиями половодий и паводков; применять принципы водоснабжения и защиты окружающей среды, поддержания и улучшения судоходных условий с помощью дноуглубительных работ на фарватере и в акваториях речных портов; использовать тонкости регулирования уровня и стока воды, нюансы строительства судоходных каналов, плотин и дамб; ориентироваться на местности с помощью простого компаса и сложнейших современных спутниковых систем. Получив профессию техника эксплуатации внутренних водных путей, вы станете незаменимым специалистом для многих хозяйственных отраслей.
Первые гидротехнические сооружения возводились для орошения земель, снабжения населения водой, использования водной энергии задолго до новой эры. Первая каменная плотина построена в Египте за 4 тыс. лет до н.э., а регулирование рек Тигра и Евфрата проводилось за 500 лет до н.э. В Древнем Китае сооружались пруды, в странах Востока применялось орошение сельскохозяйственных угодий, в Древнем Риме строились акведуки и искусственные водоемы для рыборазведения. На Руси о первых гидросооружениях – водяных мельницах – впервые упомянуто в письменности XIII века, где также рассказывалось о строительстве первых прудов в Троице-Сергиевой лавре и заграждений на реках для рыбного промысла. В документах XIV–XVI веков упоминание о постройке плотин, прудов, мельниц становится все более частым. Так, при Борисе Годунове (XVI в.) в Царицыне создан пруд площадью 80 гектар при максимальной глубине 18 м (ныне Борисовский пруд). В XVII в. построены бумажные, металлургические, стекольные, пороховые и лесопильные заводы. Их станки приводились в действие падающей водой из специально построенных прудов, для создания которых использовались земляные и деревянные плотины. К середине XVIII в. на Урале построено 150 заводов с гидросиловыми установками. Некоторые пруды на Урале сохранились до настоящего времени. Построенная в 1787 г. гидротехником К.Д. Фроловым подъемная гидросиловая установка на Змеиногорском руднике (Алтай), которая использовалась для пилки леса, подъема воды и руды из шахты, имела земляную плотину высотой 18 м. В конце XVIII – начале XIX века в России созданы искусственные водные системы – Вышневолоцкая и Мариинская. Общая длина этих водных путей со 115 шлюзами – более 2200 км. В современной России общая протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101484,8 км. Такой объём хозяйственной деятельности требует от специалистов-гидротехников разноплановой работы.
Направление подготовки:
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
Назначение профессии:
Эксплуатация и обслуживание судов технического флота и судовых установок, механизмов и устройств; выполнение геодезических, гидрометрических и гидрологических работ при производстве водных изысканий; обеспечение надежного действия навигационного оборудования.
Должен знать:
- руководящие и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятий речного транспорта;
- законодательство об охране и рациональном использовании ресурсов и основные документы об охране вод от загрязнения;
- организацию и производство гидрологических исследований и инженерно-гидрографических изысканий для проектирования и производства путевых и добычных работ;
- технологические процессы дноуглубительных, скалоуборочных и тральных работ, работ по добыче нерудных строительных материалов;
- устройство судов технического флота, энергетических установок и вспомогательных механизмов, судового электрооборудования, систем автоматического управления, регулирования и защиты судовых установок и механизмов земснарядов; средства навигационного оборудования внутренних водных путей;
- правила технической эксплуатации земснарядов; системы управления электрическими приводами рабочих и вспомогательных механизмов;
- принципы автоматизации технологических процессов и управления механизмами и системами;
- правила технической эксплуатации и обслуживания электрического оборудования;
- наставления и правила борьбы за живучесть судна;
- правила Российского Речного Регистра;
- Правила плавания на внутренних водных путях;
- Уставы: службы на судах речного флота и о дисциплине работников речного транспорта.
Должен уметь:
- исполнять обязанности вахтенного помощника командира судов технического флота в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Уставом службы на судах;
- выполнять геодезические, гидрометрические и гидрологические работы при производстве водных изысканий, работы по содержанию навигационного оборудования;
- проектировать землечерпательные прорези и обеспечивать их устойчивость;
- составлять наряды-задания на различные виды работ дноуглубительного флота и изыскания;
- обеспечивать оптимальные технологические режимы землечерпания; проводить техническое обслуживание энергетических установок и судового оборудования; выполнять основные экономиче-ские расчеты, связанные с производственной деятельностью;
- обеспечивать охрану труда и выполнение требований производственной санитарии; пользоваться судовыми противопожарным и спасательным оборудованием и средствами; плавать;
- оказывать помощь утопающим, доврачебную помощь при различных травмах и несчастных случаях;
- осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
- организовывать оперативные мероприятия по ликвидации последствий аварий, по спасению людей и их имущества.
Профессионально важные качества:
Медицинские противопоказания:
- Заболевания рук и ног, ограничивающие диапазон движений;
- Болезни лёгких;
- Нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
ГДЕ ОБУЧАЮТ
|
Обновлено 2018/11/07 |