Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Печать
Автор: Администратор сайта   
2011/10/31

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Можно сколько угодно и самыми красивыми эпитетами описывать значимость труда трактористов, но чтобы убедиться в этом на деле, просто откройте хлебницу. И без высокопарных слов о том, что хлеб «всему голова» мы тоже обойдемся. Ведь это очевидно и без слов. Вы проживете без айпода, мобильного телефона, фанты и конфет, но вот без хлеба и всего, что выращивается на полях и собирается с помощью сельскохозяйственной техники и людей, ею управляющих, долго нам не протянуть. Хлеб – основа питания всех людей во всем мире, а значит и основа жизни. Поэтому изобретение в девятнадцатом веке трактора, позволившего людям избавиться при обработке земли и сборе урожая от тяжелого ручного труда, стало настоящей революцией. И эта революция продолжается уже третий век – современные трактора похожи на своих дореволюционных предков не больше, чем моторная лодка на космический корабль. Трактора становятся все более высокотехнологичными и совершенными. Но без профессионалов, умеющих использовать их потенциал, они просто груда железа и микросхем. Стать трактористом, значит получить практически вечную профессию, а вместе с нею и уверенность в собственном будущем. Чтобы не происходило с мировой и отечественной экономикой, как бы не менялись кулинарные вкусы и гастрономическая мода, – люди, обеспечивающие нас хлебом, и сами без куска хлеба с маслом никогда не останутся.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Среди множества используемых человеком машин тракторы занимают одно из важнейших мест, так как представляют собой мобильные энергетические и транспортные средства, которые обеспечивают движение сельскохозяйственных, дорожно-строительных, мелиоративных машин и орудий. С появлением паровой машины началось строительство паровых повозок, автомобилей и тракторов. Первые колесные паровые тракторы появились в Англии и Франции в 1833г. Создание первого гусеничного трактора с паровым двигателем относится к 1888г. Гусеничный ход это изобретение столь же великое и фундаментальное, как и изобретение колеса. Но если имя создателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы от которого пошли тракторы, танки, известен. Это русский крестьянин Федор Абрамович Блинов.

 

История тракторов насчитывает более 200 лет. В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с механизмами, характерными для современных тракторов: коробка передач, рулевое управление и тормоза. Человек своей силой приводил в движение эту «Самокатку».
В 1898 г. механик Федор Блинов соорудил самый первый гусеничный трактор. В роли двигателя был котел с двумя паровыми машинами, который стоял на раме длиной в 5м. Через шестеренные передачи от каждой машины передавалось вращение к ведущим колесам, которые были сцеплены с гусеницами. Управляли трактором два человека. Скорость движения была около 3 км/ч.


В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель построил экономичный двигатель внутреннего сгорания, позднее его стали называться дизельным, в честь его изобретателя. Я.В. Мамин

 

В 1910 г. русский изобретатель Яков Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе, и в 1903 г. получил на него патент. В 1911 г. он создал первый отечественный колесный трактор и назвал его «русским трактором». Однако собственной тракторостроительной промышленности в России практически не существовало, и тракторы в основном ввозились из-за рубежа.


В 1918 г. на Обуховском заводе в Петрограде началось производство тракторов по типу американского трактора фирмы "Холт" (гусеничные тракторы этой фирмы послужили базой для создания первых танков), налаживается серийный выпуск тракторов на других машиностроительных заводах страны. Первые трактористы в России появились в конце 20-х гг. 20 века. Тогда их насчитывалось немногим более 600 человек. В 30—40-х, начале 50-х гг. на базе этой профессии появились профессии комбайнера прицепного комбайна, сеяльщика, машиниста свеклоуборочного, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракториста колесных тракторов появилась профессия тракториста гусеничных тракторов. Одновременно в промышленности для работы на тракторах-тягачах возникла специальность тракториста-водителя.


В 50-х гг., в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей.


Неузнаваемо изменились в настоящее время выпускаемые промышленностью тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины. Они оснащены мощными двигателями, трансмиссиями с переключением передач на ходу, гидроприводами, независимой подвеской. Кабина трактора просторна, эргономична и безопасна. Уровень ее комфорта почти не отличается от легкового автомобиля благодаря пневмоподвеске сиденья, подвеске кабины и низкому уровню шума. Для обеспечения бодрости и работоспособности водителя на протяжении всего рабочего дня используются самые современные технологии. Переключатели и кнопки управления легко находить и использовать. Программирование, необходимое для ведения современного хозяйства или выполнения подрядных работ, отличается простотой и легкостью в применение.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:
Сельское, лесное и рыбное хозяйство

 

Назначение профессии:
Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования; выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования; транспортировка грузов.

Должен знать:
- устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
- средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- способы выявления и устранения дефектов в работе сельскохозяйственных машин и оборудования;
- виды нормативно-технической и технологической документации и порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
- правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;
- правила перевозки грузов и пассажиров.

Должен уметь:
- управлять тракторами и самоходными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства;
- выполнять работы по возделыванию и уборке сельхозкультур в растениеводстве;
- выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельхозмашин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания;
- проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов тракторов, самоходных машин, навесных и прицепных устройств;
- выполнять работы по транспортировке грузов.
- устранять мелкие неисправности, возникшие во время эксплуатации транспортных средств.
- работать с документацией установленной формы.

 

Профессионально важные качества:
• физическая сила и выносливость;
• достаточная острота слуха;
• хороший объемный глазомер;
• точная сенсорная реакция;
• устойчивый интерес к работе с техникой;
• техническая наблюдательность и смекалка.

Медицинские противопоказания:
• сердечно-сосудистые и нервно-психические заболевания;
• заболевания опорно-двигательного аппарата;
• выраженные дефекты органов зрения и слуха.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум»

 

 

 

Обновлено 2018/01/24