Слесарь-сборщик авиационной техники Печать E-mail
Автор: user   
2012/02/02

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Человек всегда стремился подняться в небо. Даже первые сны людей всегда связаны с чувством полета. Заметьте – слово полет мы часто используем как синоним слова счастлив.  Но вечное стремление человека парить высоко в небесах всегда соседствует с врожденным страхом рухнуть оттуда на землю. Именно профессия слесаря-сборщика авиационной техники осуществляет это желание летать, а его профессионализм - избавляет от страха падения.

 

Слесарь-сборщик, это одна из самых ответственных профессий в мире – в их руках жизнь людей и репутация огромного числа его коллег – конструкторов, инженеров - всех тех, кто трудится над созданием самолетов, от первого чертежа до первого взлета. Секрет мастерства в знании свойств металла, умении читать чертежи, проводить наладку оборудования. Даже микротрещина, пузырек воздуха в металле могут стать причиной летного происшествия. И смекалка и точность движений, правильное распределение времени – все это необходимо слесарю-сборщику. Он должен иметь хороший глазомер, точную координацию движений. Высококвалифицированный авиаслесарь всегда востребован на современном производстве и его финансовое будущее безоблачно, как небо, каким его видят летчики, на созданных сборщиками самолетах.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Мечта человека подняться в воздух существовала много веков. Согласно древнегреческому мифу, юноша по имени Икар попытался долететь до солнца на крыльях из перьев и воска, но упал и разбился. О многочисленных попытках летать с помощью искусственных крыльев существует немало документов (летописей). В 1783 году состоялись полеты на воздушном шаре братьев Монгольфье. В 1885 году российский морской офицер А.Ф. Можайский построил самолет, названный им воздухоплавательным снарядом. При попытке взлета самолет Можайского потерпел аварию; восстанавливать его не стали. Значительный вклад в теорию и практику летания внес немецкий ученый О. Лилиенталь. В 1891–1896 гг. он построил и облетал несколько планеров. Значительным прогрессом в развитии авиации в начале 20 века стали успешные полеты братьев Райт на самолете собственной конструкции с поршневым двигателем внутреннего сгорания, работавшем на керосине. Вслед за ними создают самолеты А. Санто Дюмон (Бразилия), Г. Вуазен, Л. Блерио, А. Фарман, Э. Ньюпор, Л. Бреге (Франция), Ф. Хендли Пейдж (Великобритания), А. Фоккер, Г. Юнкерс (Германия), Дж. Капрони (Италия), И.И. Сикорский, Я.М. Гаккель, А.А. Пороховщиков, Л.П. Григорович и др. (Россия).

 

В период 1918–1945 годов авиация развивалась по двум основным направлениям: дальнейшее совершенствование авиационной техники и вооружение военной авиации; создание гражданской авиации, строительство аэропортов. Первые пассажирские самолеты были переделаны из бомбардировщиков и транспортных самолетов. Но уже в 30-е годы появились первые самолеты, специально разработанные для перевозки пассажиров. Совершенствование самолетов в дальнейшем достигалось как за счет улучшения их аэродинамических характеристик, так и путем повышения мощности двигателей.

 

Применение на самолетах реактивных двигателей открыло новую эру – эру реактивной авиации. Реактивные двигатели резко увеличили скорость полета самолетов.

 

Сегодня реализуемые государством программы выводят российское авиастроение на качественно новый, более высокий технологический уровень. Современный самолет оснащен принципиально новым комплексом авионики, перспективной радиолокационной станцией, а бортовое оборудование дает возможность осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы в любое время суток, в любых метеоусловиях.

 

В Хабаровском крае есть уникальное предприятие – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (Филиал ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" им.Ю.А. Гагарина"). Изначально это был оборонный завод, призванный строить военные самолеты. И сейчас здесь строятся две перспективные машины – СУ-35 и Т-50. В объединении –большой портфель заказов, предприятие обеспечено контрактами до 2015 года. Кроме строительства перспективного боевого авиационного комплекса пятого поколения объединение успешно выполняет программу выпуска российского регионального самолета. Среднемагистральный пассажирский «Сухой Суперджет-100» призван заменить самолет Ту-134, который уже снят с производства.

 

Современное производство предъявляет повышенные требования к уровню подготовленности специалистов, в частности, слесарей-сборщиков авиационной техники. Он должен многое знать и уметь. Ведь на одном и том же оборудовании выполнить задание можно по-разному. Секрет мастерства в знании свойств металла, умении читать чертежи, проводить наладку оборудования. Даже микротрещина, пузырек воздуха в металле могут стать причиной летного происшествия. И смекалка и точность движений, правильное распределение времени – все это необходимо слесарю-сборщику. Он должен иметь хороший глазомер, точную координацию движений. Высококвалифицированный слесарь-сборщик летательных аппаратов всегда востребован на современном производстве.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Авиационная и ракетно-космическая техника

 

Назначение профессии:

производство и модернизация вертолетов, самолетов и других летательных аппаратов; сборка летательных аппаратов различных типов, а также опытных и экспериментальных изделий, комплексная отработка и проверка взаимодействия систем собранных изделий.

 

Должен знать:

- теоретические основы тех производственных процессов, в которых он участвует;

-  основные виды электрических, электронных, пневматических, гидравлических и комбинированных устройств, в т.ч. соответствующие датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные  устройства;

- механические и технические свойства металлов и сплавов и требования к их обработке;

- основные виды неметаллических материалов, их свойства и применение в промышленности;

- технологические процессы сборки, типы и устройства стапелей, устройства двигателей, виды консервации двигателей и способы их расконсервации;

- назначение, взаимодействие и конструкцию узлов и агрегатов летательных аппаратов;

- устройство, настройку контрольно-измерительных приборов.

 

Должен уметь:

- сборку узлов и агрегатов средней сложности по чертежам и технологиям с применением сборочного инструмента;

- установку на изделия агрегатов, не требующих нивелировки и  регулировки;

- слесарные операции (сверление, развертывание отверстий, подгонка простых деталей);

- распаковку, расконсервирование деталей и узлов двигателя;

- стыковку и нивелировку агрегатов самолета с доводкой стыкуемых поверхностей по 7-10 квалитетам;

- установку деталей каркаса на герметик, монтаж труб гидравлических и топливных систем, системы управления;

- промывку и  испытание систем на герметичность.

 

Профессионально важные качества:

достаточная физическая сила;

развитая координация движений;

острота зрения; хороший линейный и объемный глазомер;

внимание; сосредоточенность;

развитое пространственное воображение.

 

Медицинские противопоказания:

нарушения функций опорно-двигательного аппарата;

плохое зрение;

нарушения слуха;

раскоординированность движений;

сердечно-сосудистые заболевания;

болезни, связанные с потерей сознания.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)"

Обновлено 2017/03/27
 

Новости профобразования