Машинист локомотива Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/02/14

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Долго рассуждать о нужности, важности и финансовой защищенности машинистов локомотивов - бессмысленно. Просто взгляните на карты железных дорого любой страны мира и одного этого будет достаточно, что бы понять – профессия машиниста была, есть и ближайшие столетия будет одной из самых востребованных на планете. Не говоря уже о России, где железные дороги недаром зовут транспортными артериями страны – именно они связывают тысячи городов и сел нашего огромного по площади государства в единый организм. Кстати, именно благодаря железной дороге, строительству Байкало-Амурской магистрали и многих других дорог, получили развитие, а то и вовсе появились на карте страны, десятки населенных пунктов на Дальнем Востоке.

 

Ни авиация, ни, тем более, морской транспорт не способны заменить железную дорогу по степени охвата и разветвленности, грузоподъемности и пропускной способности, и, наконец по степени надежности. И, само-собой, никто не сможет заменить людей ведущих стремительно рассекающие необъятные пространства страны локомотивы, тянущие за собой сквозь тайгу и пустыни, горы и леса составы поездов. Профессия машиниста  была почетной и высокооплачиваемой во все времена - с момента своего появления более двухсот лет назад и по сей день  получить эту профессию, овладеть всеми ее премудростями и завоевать право вести локомотив, значит купит билет в одну сторону - в надежное, стабильно обеспеченное будущее, локомотивом которого являешься только ты сам.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Машинист локомотива – это весьма распространенная профессия. Слово «локомотив» ввел английский изобретатель Дж. Стефенсон, который свой первый паровоз заводского изготовления назвал «Локомошн» («Передвижение»). Оно и стало со временем обобщенным названием всех последующих железнодорожных тяговых машин. История локомотивостроения насчитывает более 200 лет – от первого паровоза, созданного в Великобритании, до наших дней. Прообразом железной дороги были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появились чугунные и стальные рельсы («колесопроводы») для передвижения различных тележек, повозок, вагонеток. Тяга на этих прародительницах железных дорог была конной или человеческой. Английский изобретатель Джеймс Уатт (1736–1819) в 1774–1784 гг. построил экспериментальную паровую машину, а затем – первую большую машину, в которой применил центробежный регулятор, соединенный с заслонкой на выпускном паропроводе (патент 1784 г.).


Российский изобретатель И.И. Ползунов (1728–1766) построил в 1766 году первую в России паровую машину с рекордной для того времени мощностью 32 л. с. (24 кВт). Паровая машина была первым и до конца 19 века практически единственным универсальным двигателем. Она сыграла исключительную роль в прогрессе промышленности и транспорта.  Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревитик. Этот паровой локомотив тянул вагоны, вмещавшие в общей сложности 70 пассажиров и 10 товарных вагонов на расстоянии 16 километров с максимальной скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктон и Дарлингтон в Англии. Первоначально управлял локомотивом механик, в дальнейшем после распространения термина «машинист» появилась профессия – машинист локомотива.


Первыми машинистами паровоза можно назвать английских изобретателей и и механиков, отца и сына Стефенсон, создавших паровоз «Ракета», способный развивать скорость до 48 км/ч. Ракета перевозила поезд весом 14 т. вдвое быстрее конных экипажей. Она доказала, что паровые двигатели превосходят гужевой транспорт во всех отношениях, и заложила основу для развития железных дорог в 19 веке.  Развитие железных дорог в дальнейшем происходило очень быстро. В 1879 году немецкий инженер-электрик Эрнст фон Сименс (1816–1892) продемонстрировал первый электропоезд.


Сегодня на современных железных дорогах применяется в основном электровозная тепловая тяга. Поезд – это громадная машина с весом в десятки тонн, развивающая немалую скорость. Поэтому главным требованием к работе машиниста является технический склад ума и внимательность, так как дорога (в том числе и железная) ошибок не прощает. Разглядеть несущуюся под колеса дорогу, заметить необходимые сигналы, вести поезд точно по графику, учитывать конкретные сигналы предупреждений на перегонах, следить за семафорами, показаниями контрольно-измерительных приборов, за состоянием пути – все это входит в обязанности машиниста. Профессия машиниста стабильно востребована на рынке труда и хорошо оплачиваема.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техника и технологии наземного транспорта

Назначение профессии:
Управление и техническая эксплуатация локомотивов(по видам):тепловоз, дизель-поезд, электровоз, электропоезд; техническое обслуживание и ремонт устройств, узлов и агрегатов оборудования.


Должен знать:
- устройство и конструктивные особенности локомотивов;

- методы их вождения;

- рациональные режимы управления;

- технику безопасности;

- инструкции по эксплуатации железных дорог.


Должен уметь:
- осуществлять планирование и организацию производственных работ;

- обеспечивать безопасную технику управления и эксплуатацию поезда на различных профилях пути;

- выполнять слесарные, слесарно-сборочные, электромонтажные и радиомонтажные работы при техническом обслуживании и ремонте локомотивов;

- вести установленную технологическую и техническую документацию.


Профессионально важные качества:

•    хорошее зрение и слух;
•    чувство времени и расстояния;
•    скорость реакции;
•    переключение и распределение внимания;
•    логическое мышление;
•    хорошая ориентировка в экстремальной обстановке;
•    способность различать цвета.

Медицинские противопоказания:

•    нервные и психические заболевания;
•    нарушения остроты зрения и слуха;
•    сердечно-сосудистые заболевания;
•    болезни, связанные с потерей сознания.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А.С. Панова»

Обновлено 2019/03/12
 

Новости профобразования