Человек никогда не устает смотреть на огонь, звездное небо над головой и воду. Что бы всю жизнь смотреть на звездное небо вам надо всего лишь устроиться на работу космонавтом или астрономом, что бы любоваться огнем можно, например, устроиться разжигателем углей в шашлычную… А вот для того, что бы всю жизнь наслаждаться никогда не меркнущей красотой рек, озер, морей и океанов и еще получать за это очень хорошую зарплату, нужно освоить одну из самых романтичных, востребованных, сложных и потрясающе интересных профессий – судоводителей.
Несмотря на то, что люди давно могут свободно передвигаться по суше, воздуху и воде, последняя транспортная артерия остается вне конкуренции, уже хотя бы потому, что более 70% Земли покрыто океанами, морями, реками и озерами, для успешного преодоления которых всегда были и будут необходимы умелые навигаторы, знакомые не только с устройством своего судна, но и с «характером» этой непостоянной, своенравной самой прекрасной стихии.
Имея дело с техникой и отвечая за безопасность людей и грузов на борту, такой специалист должен обладать отменным техническим мышлением, талантом производить быстрые расчёты, обладать хорошим физическим здоровьем и (как бы далеко не ушла техника) идеальным глазомером.
Квалифицированный судоводитель должен не только знать маневренные свойства судна в теории, но и уметь управлять ими, делать прогнозы, зная о влиянии ветра и течений. Но какой бы сложной не выдалась вахта у судоводителя, всю усталость, как водой снимет, стоит только вновь окинуть взглядом морские или речные просторы, вдохнуть аромат соленых брызг или речной волны… ах да, и еще вспомнить о том, какая зарплата ожидает по возвращении в порт, любого квалифицированного судоводителя.
Речное судоходство в России имеет многовековую историю. Поскольку селения древних славян размещались обычно на берегу рек и озер, водный транспорт издавна был естественным средством сообщения. В 9 веке речной транспорт уже имел довольно широкое развитие, особенно по Дону, Волге, Каспийскому морю, по так называемому водному торговому пути из варяг в греки, связывавшему в 9–12 веках Балтийское море с Черным. Большой шаг вперед был сделан в годы царствования Петра I, который, как известно, проявлял большой интерес к строительству морского и речного флота. Именно в эти годы были достигнуты значительные успехи в судостроении. Была повышена надежность судов и улучшены судоходные качества, положено начало замены волоков искусственными водными системами: Вышневолоцкая (г. Вышний Волочек), Тихвинская (г. Тихвин на реке Тихвинка), Мариинская, впоследствии вошедшая в Волго-Балтийский водный путь, и другие.
Профессия судоводителя существует очень давно. Еще в 4 веке до нашей эры философ Аристотель упоминал в своих трудах людей, занимавшихся морским делом: военных моряков, перевозчиков и рыбаков. В те далекие времена началось разделение морской профессии по специальностям. Плот, связанный из бревен, а потом челн, выдолбленный из ствола дерева, были первыми сооружениями, созданными первобытными людьми для передвижения по воде. Прошли тысячелетия, и на смену простейшим плавучим средствам пришли более сложные – появились обтянутые кожей лодки и ладьи, приводившиеся в движение мускульной силой человека при помощи весел. На судне появился человек, который управлял ими на корме с помощью рулевого весла, а остальные гребли, ставили парус. Этот человек пользовался доверием команды, мог провести челн по морю, по реке, опираясь на собственный опыт и интуицию. Это был первый рулевой, штурман и капитан в одном лице.
В наш век спутниковых навигационных систем трудно представить себе, каким мужеством должны были обладать древние моряки. Без специальных инструментов, надежных знаний по навигации они выводили свои суда в незнакомые места. У них не было даже компаса! Его заменяли солнце, полярная звезда, волновая зыбь, полет птиц, выпущенных на ветер. С развитием науки и техники создавались новые навигационные приборы и судовое оборудование, появлялись более сложные мореходные суда.
В наши дни люди пускаются в кругосветные плавания, чтобы испытать свое мужество и выносливость. А впервые кругосветные плавания отправлялись с вполне определенными практическими целями – в интересах торговли и навигации. В 15 веке знаменитый испанский мореплаватель Христофор Колумб мечтал открыть путь на Дальний Восток. Его побудительные мотивы выражались формулой: «Золото, Бог и Катай». Под «золотом» Колумб подразумевал пряности и шелк, которые рассчитывал привозить из Китая и Японии. «Бог» означал его стремление распространять христианство в языческих землях. «Катай» – таково древнее название Китая. В то время большинство людей полагало, что Земля плоская. Колумб же считал, что она круглая. Он собирался проверить это, отправившись в Китай на Запад, а не по обычному маршруту на Восток, вокруг Африки. В августе 1492 года Колумб со своей экспедицией на трех кораблях отплыл из Испании. В октябре 1492 года корабли Колумба подошли к острову Уотлинг, входящему в состав Багамских островов у побережья Америки. Но знаменитый мореплаватель был убежден, что достиг берегов Китая и до конца своих дней не допускал мысли об ошибке и не осознал значение своего открытия.
С 16 века начинается эра кругосветных экспедиций. Первое кругосветное плавание совершил в 16 веке португалец Фернан Магеллан. Пролив, который он открыл, позволил проторить новый путь на Восток вокруг южной оконечности Америки. Второе кругосветное путешествие (с 1577 по 1580 год) совершил Френсис Дрейк. Как и Магеллан, Дрейк столкнулся в плавании со многими препятствиями и трудностями: штормы, голод и болезни. В результате экспедиции было установлено, что Огненная Земля – остров, вопреки бытовавшему мнению, что это часть южного континента.Первая русская кругосветная экспедиция (1803–1806 гг.) была совершена под руководством адмирала Крузенштерна на судах «Надежда» и «Нева». Были открыты Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. Впервые были нанесены на карту около 1000 км побережья острова Сахалин. Истории известны имена прославленных российских мореходов: С.И. Дежнева, Витуса Беринга, Ф.Ф. Беллинсгаузена, братьев Лаптевых и многих других.
С течением времени совершенствовалась навигация, судовое оборудование, появились новейшие приборы. Повысились квалификационные требования к профессии судоводителя. Чтобы успешно трудиться, он должен знать не только устройство и принцип работы судна, но и уметь управлять судном с помощью рулевого устройства, контролировать работу главных двигателей и вспомогательных механизмов из рулевой рубки с помощью приборов, контролировать размещение и надежность крепления палубного груза. Выполнять обязанности вахтенного помощника капитана судна в обеспечении функций эксплуатации в области судовождения.
Направление подготовки:
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
Назначение специальности: Осуществляет эксплуатацию судов, организует управление движением водного транспорта; осуществляет техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов; обеспечивает безопасность плавания, обработку и размещение груза; анализирует эффективность работы судна; предотвращает загрязнение окружающей среды.
Должен знать: - основные понятия и определения навигации, - навигационные карты, способы определения направлений и расстояний на картах; - мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута; - физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах; - влияние гидрометеоусловий на плавание судна; - особенности плавания во льдах; - способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения; - роль человеческого фактора; - нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности; - порядок действий при авариях; мероприятия по обеспечению непотопляемости судна; - виды и способы подачи сигналов бедствия; - ресурсо- и энергосберегающие технологии; - комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Должен уметь: - определять местоположение судна визуальным и астрономическим способами, с использованием радионавигационных приборов и систем, свободно читать навигационные карты; - осуществлять навигационную эксплуатацию и техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решать навигационные задачи с использованием этих систем; - управлять судном: стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, распознавать огни, знаки и звуковые сигналы; выполнять палубные работы; - эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем; - использовать радиолокационные станции, информационные системы для обеспечения безопасности плавания; использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации; - действовать по тревогам, бороться за живучесть судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства; - проводить грузовые операции; использовать международные и национальные нормативно-правовые акты по перевозкам опасных грузов судами.
Профессионально важные качества: • Выносливость, • точный глазомер, • аккуратность, • внимательность, • чувство ответственности, • организаторские способности работника.
Медицинские противопоказания: • нарушение координации движений, • нервные и психические заболевания, • плохое зрение и слух, • аллергические заболевания.
ГДЕ ОБУЧАЮТ
КГБ ПОУ «Хабаровский техникум водного транспорта»
|