Судовождение Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/02/15

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Человек никогда не устает смотреть на огонь, звездное небо над головой и воду. Что бы всю жизнь смотреть на звездное небо вам надо всего лишь устроиться на работу космонавтом или астрономом, что бы любоваться огнем можно, например, устроиться разжигателем углей в шашлычную… А вот для того, что бы всю жизнь наслаждаться никогда не меркнущей красотой рек, озер, морей и океанов и еще получать за это очень хорошую зарплату, нужно освоить одну из самых романтичных, востребованных, сложных и потрясающе интересных профессий – судоводителей.

 

Несмотря на то, что люди давно могут свободно передвигаться по суше, воздуху и воде, последняя транспортная артерия остается вне конкуренции, уже хотя бы потому, что более 70% Земли покрыто океанами, морями, реками и озерами, для успешного преодоления которых всегда были и будут  необходимы умелые навигаторы, знакомые не только с устройством своего судна, но и с «характером» этой непостоянной, своенравной самой прекрасной стихии.


Имея дело с техникой и отвечая за безопасность людей и грузов на борту, такой специалист должен обладать отменным техническим мышлением, талантом производить быстрые расчёты, обладать хорошим физическим здоровьем и (как бы далеко не ушла техника) идеальным глазомером.

 

Квалифицированный судоводитель должен не только знать маневренные свойства судна в теории, но и уметь управлять ими, делать прогнозы, зная о влиянии ветра и течений. Но какой бы сложной не выдалась вахта у судоводителя, всю усталость, как водой снимет, стоит только вновь окинуть взглядом морские или речные просторы, вдохнуть аромат соленых брызг или речной волны… ах да, и еще вспомнить о том, какая зарплата ожидает по возвращении в порт, любого квалифицированного судоводителя.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Речное судоходство в России имеет многовековую историю. Поскольку селения древних славян размещались обычно на берегу рек и озер, водный транспорт издавна был естественным средством сообщения. В 9 веке речной транспорт уже имел довольно широкое развитие, особенно по Дону, Волге, Каспийскому морю, по так называемому водному торговому пути из варяг в греки, связывавшему в 9–12 веках Балтийское море с Черным. Большой шаг вперед был сделан в годы царствования Петра I, который, как известно, проявлял большой интерес к строительству морского и речного флота. Именно в эти годы были достигнуты значительные успехи в судостроении. Была повышена надежность судов и улучшены судоходные качества, положено начало замены волоков искусственными водными системами: Вышневолоцкая (г. Вышний Волочек), Тихвинская (г. Тихвин на реке Тихвинка), Мариинская, впоследствии вошедшая в Волго-Балтийский водный путь, и другие.


Профессия судоводителя существует очень давно. Еще в 4 веке до нашей эры философ Аристотель упоминал в своих трудах людей, занимавшихся морским делом: военных моряков, перевозчиков и рыбаков. В те далекие времена началось разделение морской профессии по специальностям. Плот, связанный из бревен, а потом челн, выдолбленный из ствола дерева, были первыми сооружениями, созданными первобытными людьми для передвижения по воде. Прошли тысячелетия, и на смену простейшим плавучим средствам пришли более сложные – появились обтянутые кожей лодки и ладьи, приводившиеся в движение мускульной силой человека при помощи весел. На судне появился человек, который управлял ими на корме с помощью рулевого весла, а остальные гребли, ставили парус. Этот человек пользовался доверием команды, мог провести челн по морю, по реке, опираясь на собственный опыт и интуицию. Это был первый рулевой, штурман и капитан в одном лице.


В наш век спутниковых навигационных систем трудно представить себе, каким мужеством должны были обладать древние моряки. Без специальных инструментов, надежных знаний по навигации они выводили свои суда в незнакомые места. У них не было даже компаса! Его заменяли солнце, полярная звезда, волновая зыбь, полет птиц, выпущенных на ветер. С развитием науки и техники создавались новые навигационные приборы и судовое оборудование, появлялись более сложные мореходные суда.


В наши дни люди пускаются в кругосветные плавания, чтобы испытать свое мужество и выносливость. А впервые кругосветные плавания отправлялись с вполне определенными практическими целями – в интересах торговли и навигации. В 15 веке знаменитый испанский мореплаватель Христофор Колумб мечтал открыть путь на Дальний Восток. Его побудительные мотивы выражались формулой: «Золото, Бог и Катай». Под «золотом» Колумб подразумевал пряности и шелк, которые рассчитывал привозить из Китая и Японии. «Бог» означал его стремление распространять христианство в языческих землях. «Катай» – таково древнее название Китая. В то время большинство людей полагало, что Земля плоская. Колумб же считал, что она круглая. Он собирался проверить это, отправившись в Китай на Запад, а не по обычному маршруту на Восток, вокруг Африки. В августе 1492 года Колумб со своей экспедицией на трех кораблях отплыл из Испании. В октябре 1492 года корабли Колумба подошли к острову Уотлинг, входящему в состав Багамских островов у побережья Америки. Но знаменитый мореплаватель был убежден, что достиг берегов Китая и до конца своих дней не допускал мысли об ошибке и не осознал значение своего открытия.

С 16 века начинается эра кругосветных экспедиций. Первое кругосветное плавание совершил в 16 веке португалец Фернан Магеллан. Пролив, который он открыл, позволил проторить новый путь на Восток вокруг южной оконечности Америки. Второе кругосветное путешествие (с 1577 по 1580 год) совершил Френсис Дрейк. Как и Магеллан, Дрейк столкнулся в плавании со многими препятствиями и трудностями: штормы, голод и болезни. В результате экспедиции было установлено, что Огненная Земля – остров, вопреки бытовавшему мнению, что это часть южного континента.Первая русская кругосветная экспедиция (1803–1806 гг.) была совершена под руководством адмирала Крузенштерна на судах «Надежда» и «Нева». Были открыты Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. Впервые были нанесены на карту около 1000 км побережья острова Сахалин. Истории известны имена прославленных российских мореходов: С.И. Дежнева, Витуса Беринга, Ф.Ф. Беллинсгаузена, братьев Лаптевых и многих других.


С течением времени совершенствовалась навигация, судовое оборудование, появились новейшие приборы. Повысились квалификационные требования к профессии судоводителя. Чтобы успешно трудиться, он должен знать не только устройство и принцип работы судна, но и уметь управлять судном с помощью рулевого устройства, контролировать работу главных двигателей и вспомогательных механизмов из рулевой рубки с помощью приборов, контролировать размещение и надежность крепления палубного груза. Выполнять обязанности вахтенного помощника капитана судна в обеспечении функций эксплуатации в области судовождения.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

 

Назначение специальности:
Осуществляет эксплуатацию судов, организует управление движением водного транспорта; осуществляет техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов; обеспечивает безопасность плавания, обработку и размещение груза; анализирует эффективность работы судна; предотвращает загрязнение окружающей среды.

Должен знать:
- основные понятия и определения навигации,
- навигационные карты, способы определения направлений и расстояний на картах;
- мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута;
- физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- влияние гидрометеоусловий на плавание судна;
- особенности плавания во льдах;
- способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
- роль человеческого фактора;
- нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
- порядок действий при авариях; мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
- виды и способы подачи сигналов бедствия;
- ресурсо- и энергосберегающие технологии;
- комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Должен уметь:
- определять местоположение судна визуальным и астрономическим способами, с использованием радионавигационных приборов и систем, свободно читать навигационные карты;
- осуществлять навигационную эксплуатацию и техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решать навигационные задачи с использованием этих систем;
- управлять судном: стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, распознавать огни, знаки и звуковые сигналы; выполнять палубные работы;
- эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;
- использовать радиолокационные станции, информационные системы для обеспечения безопасности плавания; использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации;
- действовать по тревогам, бороться за живучесть судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства;
- проводить грузовые операции; использовать международные и национальные нормативно-правовые акты по перевозкам опасных грузов судами.

Профессионально важные качества:
•    Выносливость,
•    точный глазомер,
•    аккуратность,
•    внимательность,
•    чувство ответственности,
•    организаторские способности работника.

Медицинские противопоказания:
•    нарушение координации движений,
•    нервные и психические заболевания,
•    плохое зрение и слух,
•    аллергические заболевания.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ  «Хабаровский техникум водного транспорта»

Обновлено 2016/03/29
 

Новости профобразования