Проводник на железнодорожном транспорте Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/03/15

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

В наше время известно четыре основных средства передвижения на дальние расстояния: водный транспорт, машина (автобус), самолёт и  железная дорога. Железная дорога является пусть и не самым быстрым, но зато вполне доступным и удобным средством передвижения. И, если учитывать боязнь некоторых людей летать на самолётах или наличие у них морской болезни, единственной возможностью добраться до места назначения.


Многочисленная бригада профессионалов обеспечивает бесперебойное функционирование железнодорожных перевозок, и проводник – человек, без которого обойтись невозможно. Он, как хозяин в вагоне, должен обеспечивать комфортную и безопасную поездку пассажиров, помогать им в решении возникающих в пути следования проблем, поддерживать порядок в вагоне и быть готовым к разным ситуациям, порой даже экстремальным. Необходимо помнить, что… да вообще всё необходимо помнить: какова заполняемость вагона на определённый момент, через какой промежуток времени будет следующая станция, сколько пассажиров нужно высадить на станции, что значит красный флажок, а что значит тройной гудок.


Проводник должен иметь большой кругозор, знать основы электрооборудования вагона, правила пожарной безопасности, стандарты обслуживания и психологию. Для того чтобы быть проводником на железнодорожном транспорте, необходимо обладать такими качествами, как: толерантность, коммуникабельность, выносливость, любознательность, ведь профессия проводника не столько сложна, сколько  интересна. Во время работы Вы сможете побывать в самых прекрасных городах нашей необъятной страны, повидать достопримечательные места, завести новые знакомства. Основное в данной профессии – это постоянное общение с людьми, и если Вы готовы совмещать приятное с полезным – работать и путешествовать, то  можете смело идти в проводники.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Профессия проводника привлекает к себе людей живых, инициативных, любящих работу разнообразную, с частой сменой впечатлений. Проводник – хозяин в вагоне. И как всякий радушный хозяин он должен позаботиться о комфорте и безопасности пассажиров. Кроме забот о пассажирах проводник держит в поле своего внимания техническую систему вагона: электрооборудование, отопление, вентиляцию и пр.


Профессия проводника связана с появлением железнодорожного транспорта. В 1804 году английский горный инженер Ричард Тревитик (1771–1833) построил «Нью Кастл» (Новый замок) – первый паровоз. Этот паровой локомотив тянул вагоны, вмещавшие в общей сложности 70 пассажиров и 10 товарных вагонов на расстоянии 16 километров с максимальной скоростью 8 км/ч. Многие люди в те годы считали опасным ездить быстрее, чем скачет лошадь, и выступали против строительства паровозов. Первая железная дорога общего пользования, протяженностью около 21 километра, была открыта для движения в 1825 году в Англии. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон. Строительством ее руководил известный английский изобретатель Джордж Стефенсон (1771–1848), создавший первую практически пригодную для использования модель паровоза.


Развитие железных дорог в дальнейшем происходило быстро – к концу 19 века железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта. В 1879 году немецкий инженер-электрик Эрнст фон Сименс (1816–1892) продемонстрировал электропоезд, двигавшийся по электрифицированному пути длиной 274 м. Вскоре в Германии и Англии пошли первые трамваи. Они двигались по рельсам, используя электрический ток. Постепенно трамваи распространились по всему миру. В 1863 году в Лондоне открылся метрополитен. Он стал первой в мире подземной дорогой, где для перевозки пассажиров использовались паровозы. Первая электрическая линия метрополитена была открыта в 1890 году в Лондоне. Линия проходила под Темзой. Она соединила южную и северную части города. Сегодня метро есть во многих городах мира.


В России первые пассажирские вагоны были изготовлены для Царскосельской железной дороги, открытой в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В 1846 году на Александровском заводе начали выпускать вагоны для железной дороги между Петербургом и Москвой. Основные узлы этих вагонов (кузов, рама, колесные пары, ходовые тележки, буксы, рессоры, тормоза), а также их внутренняя планировка сохранились до наших дней, совершенствуясь со временем в соответствии с развитием производства и появлением новых материалов и технологий.


Перевозка грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах, приводимых в движение локомотивной тягой, за весь период развития стала совершенной транспортной системой. На современных железных дорогах применяется в основном электровозная тепловая тяга. Средняя скорость движения поездов на обычных магистральных линиях – 60 км/ч. На высокоскоростных железных дорогах поезда движутся со средней скоростью 145–160 км/ч, а на отдельных (например, во Франции, Испании, США, Японии) скорость поездов достигает 240–300 км/ч. За последние годы значительно улучшилось оборудование и внутренняя отделка вагонов современных поездов, повысились требования к обслуживанию пассажиров. Для успешного освоения профессии проводника необходимы определенные индивидуальные качества: самообладание, толерантность к многочисленным контактам, владение навыками делового общения, самодисциплина.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Сервис и туризм

 

Назначение профессии:
Обслуживание и контроль технического состояния вагона и его оборудования, оказание услуг по оформлению и продаже проездных документов, обслуживание пассажиров и сопровождение грузов при перевозках на железнодорожном транспорте.


Должен знать:
- обязанности проводника по подготовке вагона перед рейсом;

- правила и условия проезда пассажиров на железнодорожном транспорте;

- перевозке ручной клади и багажа;

- принцип работы системы отопления, воздухоснабжения, кондиционирования, электрооборудования вагона, правила эксплуатации биотуалета, схему расположения мест в вагоне;

- устройство и правила пользования оборудованием для спасения пассажиров в аварийной обстановке;

- порядок сопровождения грузов, правила приемки, погрузки, размещения и условия обеспечения их сохранности;

- технологию обработки проездных и перевозочных документов, порядок оформления документов и составление отчетности.


Должен уметь:
- проводить подготовку пассажирского вагона к рейсу;

- обслуживать пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования;

- наблюдать за техническим состоянием вагона в пути следования;

- принимать грузы и сдавать их  заказчикам;

- оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.


Профессионально важные качества:
•    физическая выносливость(работоспособность);
•    высокая концентрация внимания;
•    точность зрительно-двигательной координации;
•    гибкость распределения и переключения внимания;
•    эмоциональная устойчивость;
•    ответственность.


Медицинские противопоказания:
•    заболевания опорно-двигательного аппарата;
•    выраженные дефекты зрения и слуха;
•    болезни, сопровождающиеся потерей сознания.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А.С. Панова»

Обновлено 2019/03/12
 

Новости профобразования