Судостроитель-судоремонтник металлических судов Печать
Автор: Редактор сайта   
2012/03/24

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Три  четверти планеты – моря и океаны. Их бороздят военные корабли и гражданские танкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, рыболовные суда. А как прекрасен вид на рейд, где красуются гигантские и маломерные суда, военные катера. Строят и ремонтируют их корабелы –  судостроители и судоремонтники. И это одна из самых востребованных профессий отрасли «Судостроение». Профессия так же романтична, как и сложна.  Ведь судно состоит из самых разнообразных деталей: плоских и гнутых, прямоугольных и сложных конфигураций, размеры деталей судна могут быть от нескольких сантиметров до десяти и более метров.

 

Работает cудостроитель-судоремонтник металлических судов в сборочном цехе, эксплуатирует и ремонтирует паровые котлы и агрегаты, выполняет сборочно-достроечные работы, сборку, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов. Он выполняет слесарные операции и электрогазосварочные работы. При этом он и судовой разметчик, и газорезчик, и электросварщик. Квалифицированный специалист должен уметь править детали, делать электроприхватку, пневматическую подрубку, газовую подрезку деталей, зачищать кромки под сварку пневматической машиной, проводить ремонт узлов. В последнее время водный транспорт стал  другим, прежде всего это относится к речным судам. Увеличилась их грузоподъемность, мощность и скорость движения, комфортабельность. Недаром многие предпочитают теперь провести отпуск, путешествуя по реке или морю. А это значит, профессия судостроителя одна из перспективных и востребованных в Хабаровском крае.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Долгое время единственным водным транспортом были гребные морские суда, постройка которых началась в Древнем Вавилоне примерно в 17 веке до нашей эры. На них совершались торговые экспедиции, военные походы. Несколько позже, в 17–15 веках до нашей эры судостроение начало развиваться в Древнем Египте, затем в Греции и Риме. Повышение скорости морских судов пытались достигнуть увеличением количества гребцов, которых размещали иногда в несколько ярусов. Так, в 10–5 веках до нашей эры появились униремы, биремы и триремы (триеры), т. е. суда, на которых гребцы сидели в один, два и три яруса соответственно.


Много сделали для развития судостроения финикийцы, населявшие восточное побережье Средиземного моря. Они были не только хорошими мореходами, но и прекрасными судостроителями. Развивалось судостроение и в других странах. К глубокой древности относятся упоминания о быстроходных судах полинезийцев. Они первыми создали двухкорпусные плоты – катамараны, интерес к которым снова появился в наши дни. Знаменитые китайские джонки появились около 4000 лет тому назад и до сих пор весьма распространенны в Китае.


Изобретенный китайцами магнитный компас способствовал развитию судоходства. Первыми заимствовали это изобретение арабы, чьи деревянные (из негниющего в воде тикового дерева) суда – доу – с успехом совершали длительные переходы в бассейне Тихого океана. Начало судостроения и судоходства в России также уходит корнями во времена глубокой древности. Археологические находки на реке Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные «лодии» (ладьи), на которых плавали по Черному морю в Константинополь. В 12 веке получили распространение запорожские «чайки», вооруженные веслами и небольшим парусом. Эти быстроходные суда, которые вмещали до 70 казаков, были боевыми кораблями и совершали военные походы.


Русские северные морские ладьи поднимали 200 тонн груза, были устойчивы и мореходны. Поморские и сибирские кочи – плоскодонные одномачтовые суда длиной около 20 метров и грузоподъемностью до 30 тонн – передвигались под веслами и парусами из оленьих шкур со скоростью 5–6 узлов и служили для походов по рекам и прибрежным участкам Северного Ледовитого океана. Их можно считать первыми судами ледового плавания. Первые мореплаватели использовали для создания плотов и каноэ древесину, тростник и шкуры животных. Но когда морской транспорт стал важной частью торговых связей между странами, потребовались прочные и быстроходные корабли.


Большой шаг вперед был сделан в годы царствования Петра I, который, как известно, проявлял большой интерес к строительству морского и речного флота. Именно в эти годы были достигнуты значительные успехи в судостроении. Была повышена надежность судов и улучшены судоходные качества, созданы искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и другие. Со временем деревянные корпуса уступили место железным и стальным. А изобретение паровой машины показало, что корабли отныне могут не зависеть ни от весел, ни от ветра, ни от приливов.

 

В 1807 году американский изобретатель Роберт Фултон (1765–1815) построил колесный пароход «Клермонт» грузоподъемностью 15 т, приводимый в движение с помощью паровой машины мощностью 20 л.с., который в 1807 году совершил первый свой рейс от Нью-Йорка до Олбани протяженностью около 280 км. Английский инженер Исамбард Кингом Брунель (1806–1859) построил «Грейт Вестерн» – самый крупный в то время деревянный пароход, регулярно пересекавший Атлантику. Следующий пароход Брунеля, «Великобритания», имел огромный гребной винт и был изготовлен из железа.

 

Дальнейшее развитие пароходства, как речного, так и морского, пошло довольно быстро. Этому содействовал переход от деревянных на стальные конструкции судов, рост мощности и быстроходности паровых машин, введение гребного винта и ряд других факторов. За последнее время в технике водного транспорта произошли большие изменения, прежде всего это относится к речным судам. Произошел дальнейший рост их грузоподъемности, мощности и скорости движения. Увеличилась комфортабельность пассажирских судов. Недаром многие предпочитают теперь провести в поездке на них свой отпуск. Значение морского и речного транспорта непрерывно повышается, расширяются его функции, как во внутренних, так и в международных перевозках. Профессия судостроителя перспективна и востребована на рынке труда в Хабаровском крае.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

 

Назначение профессии:
Эксплуатация и ремонт паровых котлов и котельных агрегатов; выполнение сборочно-достроечных работ; сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов; выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов; выполнение слесарных операций по сборке  корпусных конструкций в процессе судоремонта; выполнение электрогазосварочных операций.

Должен уметь:
- выполнять первичную обработку листовых и профильных судостроительных материалов$

- сборку и монтаж элементов судовых конструкций и оборудования$

- ремонт и утилизацию металлических судов и другой морской и речной техники на судостроительных и судоремонтных предприятиях.

Должен знать:
- основы электротехники;
- режимы сварки и правила их регулирования;
- виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
- виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
- правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры;
- работу с чертежами;

Профессионально важные  качества:

•    физическая работоспособность (выносливость);
•    острота зрения;
•    пространственные представления;
•    аккуратность;
•    ответственность.

Медицинские противопоказания:
•    сердечно-сосудистые заболевания;
•    астма;
•    гипертония;
•    заболевания опорно-двигательного аппарата.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ


КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»

КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В. Орехова»

Обновлено 2017/04/17