Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава Печать
Автор: Редактор сайта   
2012/03/24

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Профессия слесаря одна из ведущих на железной дороге. Это рабочий, который ручным способом изготавливает металлические изделия и собирает их. Подвижной состав подразумевает всю совокупность движущихся средств, которые используются в железнодорожном транспорте. История профессии слесаря по обслуживанию и ремонту подвижного состава тесно связана с историей железнодорожного транспорта. Перевозка грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах, приводимых в движение локомотивной тягой, со временем стала совершенной транспортной системой. На современных железных дорогах применяется в основном электровозная тепловая тяга.

 

Слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава ремонтирует локомотивы, железнодорожные и трамвайные вагоны, троллейбусы. Он определяет качество деталей, устраняет дефекты сборки. Во время ремонта выполняет слесарные работы, меняет неисправные детали, регулирует и испытывает собранные и отремонтированные узлы. Профессия слесаря по обслуживанию и ремонту подвижного состава востребована на рынке труда. Несомненным ее плюсом является и то, что реальная заработная плата железнодорожников постоянно растет. Действует и премиальная система вознаграждения за обеспечение безопасности движения поездов и за обнаружение трудно выявляемых дефектов в деталях и узлах вагонов. Эти и другие стимулирующие факторы свидетельствуют о важности профессии и уважении к труду слесаря по эксплуатации подвижного состава.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Профессия слесаря остается одной из ведущих, а труд профессионала, выполняющего работы, которые не могут сделать машины, ценится по-прежнему высоко. С развитием промышленности появились новые направления деятельности и, как следствие, новые профессии: слесарь-инструментальщик, слесарь-монтажник, слесарь КИПиА, слесарь механосборочных работ, а также слесарь по ремонту подвижного состава. История развития слесарного дела началась много веков назад. В древние времена всех ремесленников, занимающихся обработкой металла, называли кузнецами. Когда возникла такая отрасль кузнечного ремесла, как холодная ковка металла, появились замочники – мастера по изготовлению замков. Именно замочникам мы обязаны возникновению в русском языке слова «слесарь». Дело в том, что в начале XVIII века замочников называли шлоссерами (от немецкого Schlosser – замочник). Со временем, как это часто бывает в языке, иностранное слово «обрусело» и приобрело иной смысл. Сегодня слесарь  – это рабочий, специалист по выделке ручным способом металлических изделий и их сборке.

 

История профессии слесаря по обслуживанию и ремонту подвижного состава тесно связана с историей железнодорожного транспорта. Первая железная дорога общего пользования, протяженностью около 21 километра, была открыта для движения в 1825 году в Англии. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон. Строительством ее руководил известный английский изобретатель Джордж Стефенсон (1771 –1848), создавший первую практически пригодную для использования модель паровоза. Развитие железных дорог в дальнейшем происходило быстро – к концу 19 века железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта. В 1879 году немецкий инженер-электрик Эрнст фон Сименс (1816 – 1892) продемонстрировал электропоезд, двигавшийся по электрифицированному пути длиной 274 м. Вскоре в Германии и Англии пошли первые трамваи. Они двигались по рельсам, используя электрический ток. Постепенно трамваи распространились по всему миру. В 1863 году в Лондоне открылся метрополитен. Он стал первой в мире подземной дорогой, где для перевозки пассажиров использовались паровозы. Первая электрическая линия метрополитена была открыта в 1890 году в Лондоне. Линия проходила под Темзой. Она соединила южную и северную части города. Сегодня метро есть во многих городах мира.

 

В России первые пассажирские вагоны были изготовлены для Царскосельской железной дороги, открытой в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В 1846 году на Александровском заводе начали выпускать вагоны для железной дороги между Петербургом и Москвой. Основные узлы этих вагонов (кузов, рама, колесные пары, ходовые тележки, буксы, рессоры, тормоза), а также их внутренняя планировка сохранились до наших дней, совершенствуясь со временем в соответствии с развитием производства и появлением новых материалов и технологий. Перевозка грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах, приводимых в движение локомотивной тягой, за весь период развития стала совершенной транспортной системой. На современных железных дорогах применяется в основном электровозная тепловая тяга.


Слесарь по ремонту обслуживанию и подвижного состава ремонтирует локомотивы, железнодорожные и трамвайные вагоны, троллейбусы. Определяет качество деталей, устраняет дефекты сборки. Во время ремонта выполняет слесарные работы, меняет неисправные детали, регулирует и испытывает собранные и отремонтированные узлы. Чтобы стать хорошим специалистом, будущему профессионалу необходимо обладать рядом качеств: физической силой и выносливостью, иметь хорошее зрение, слух, развитое пространственное воображение, хорошую память, техническую сообразительность. Профессия слесаря по обслуживанию и ремонту подвижного состава востребована на рынке труда.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направления подготовки:

Техника и технологии наземного транспорта

 

Назначение профессии:
Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава.


Должен знать:
- конструкцию и правила ремонта оборудования; методы проверки и испытания отремонтированного оборудования;

- виды и назначения промывающих и смазывающих жидкостей;

- правила техники безопасности; способы восстановления изношенных деталей.


Должен уметь:
- выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава и проводить их ремонт;

- оформлять техническую документацию и составлять дефектную ведомость;

- выполнять работу на стендах, измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава.


Профессионально важные качества:
•    физическая сила и выносливость;
•    хорошее зрение ,слух;
•    точный глазомер;
•    развитое пространственное воображение;
•    техническая сообразительность.


Медицинские противопоказания:

•    болезни опорно-двигательного аппарата;
•    дыхательных органов;
•    сердечно-сосудистой системы;
•    предрасположенность к аллергическим заболеваниям;
•    выраженные дефекты зрения.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

 

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А.С. Панова»

Обновлено 2019/03/12