Производство летательных аппаратов Печать E-mail
Автор: user   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Авиастроение является одной из ведущих наукоемких отраслей страны. В создании авиационной техники принимают участие около 1500 предприятий машиностроения, приборостроения, металлургии, радиотехнической и других отраслей промышленности. Немало их и в Хабаровском крае. С начала 1990-х годов произошел спад выпуска авиатехники, поэтому сейчас стране необходимы новые современные самолеты, вертолеты и авиационная техника стратегического назначения. В России разработана программа возрождения и развития малой авиации. В первую очередь она направлена на обеспечение экономического роста регионов: Сибири, Урала, Дальнего Востока. Это значит, что велика заинтересованность в специалистах – техниках по производству летательных аппаратов.

 

Профессия эта не только интересная, но и ответственная, ведь каждый авиационный аппарат – это жизнь человека, пассажира или пилота. Выбравшим эту профессию, необходимы специальные знания, к которым относятся: техническое сопровождение производства летательных аппаратов, разработка технологической документации, проектирование деталей, узлов технологического оборудования и оснастки, работа по эксплуатации и ремонту летательных аппаратов. Специалист по производству летательных аппаратов должен быть ответственным, физически выносливым, обладать быстрой реакцией, хорошими организаторскими способностями.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Китайская легенда гласит, что уже более 1000 лет назад некий ученый взлетел в воздух на кресле, оборудованном множеством ракет для создания подъемной тяги. Как закончился этот эксперимент, легенда стыдливо умалчивает: «он взлетел на небо и остался там». Предпринимались ли попытки повторить данный опыт и были ли среди них успешные – никаких документальных свидетельств нет. Но точно известно, что история большинства технических изобретений – это история времени, конкуренции и общего технического уровня развития общества. Мечта человека подняться в воздух существовала много веков. Согласно древнегреческому мифу, юноша по имени Икар попытался долететь до солнца на крыльях из перьев и воска, но упал и разбился. О многочисленных попытках летать с помощью искусственных крыльев существует немало документов (летописей).


Конец XIX века ознаменовался бурным интересом к технике вообще и к летательным аппаратам в частности. Десятки изобретателей-одиночек творили в кустарных мастерских свои технические шедевры. Кто-то из них прославился и остался в памяти, о ком-то мир не узнал совсем. В 1783 году состоялись полеты на воздушном шаре братьев Монгольфье. В 1885 году российский морской офицер А. Ф Можайский построил самолет, названный им воздухоплавательным снарядом. При попытке взлета самолет Можайского потерпел аварию; восстанавливать его не стали. Значительный вклад в теорию и практику летания внес немецкий ученый О. Лилиенталь. В 1891-1896 гг. он построил и облетал несколько планеров. Значительным прогрессом в развитии авиации в начале XX века стали успешные полеты братьев Райт на самолете собственной конструкции с поршневым двигателем внутреннего сгорания, работавшем на керосине. Вслед за ними создают самолеты А. Санто Дюмон (Бразилия), Г.Вуазен, Л. Блерио, А. Фарман, Э. Ньюпор, Л. Бреге (Франция), Ф.Хендли Пейдж (Великобритания), А.Фоккер, Г. Юнкерс (Германия), Дж. Капрони (Италия), И. И. Сикорский, Я. М. Гаккель, А. А. Пороховщиков, Л. П. Григорович (Россия).


В период c 1918 по 1945 годы авиация развивалась по двум основным направлениям: дальнейшее совершенствование авиационной техники и вооружения военной авиации; создание гражданской авиации, строительство аэропортов. Первые пассажирские самолеты были переделаны из бомбардировщиков и транспортных самолетов. Но уже в 30-е годы появились первые самолеты, специально разработанные для перевозки пассажиров. Совершенствование самолетов в дальнейшем достигалось как за счет улучшения их аэродинамических характеристик, так и путем повышения мощности двигателей. Применение на самолетах реактивных двигателей открыло новую эру – эру реактивной авиации. Реактивные двигатели резко увеличили скорость полета самолетов.


Сегодня реализуемые государством программы выводят российское авиастроение на качественно новый, более высокий технологический уровень. Современный самолет оснащен принципиально новым комплексом авионики, перспективной радиолокационной станцией, а бортовое оборудование дает возможность осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы в любое время суток, в любых метеоусловиях. В Хабаровском крае есть уникальное предприятие – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (Филиал ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина"). Изначально это был оборонный завод, призванный строить военные самолеты. И сейчас здесь строятся две перспективные машины – СУ-35 и Т-50. Современное производство предъявляет повышенные требования к уровню подготовленности специалиста по производству летательных аппаратов. Он должен многое знать и уметь. Высококвалифицированный специалист всегда востребован на современном производстве.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Авиационная и ракетно-космическая техника

 

Назначение специальности:

Обеспечивает техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработку технологической документации (в рамках структурного подразделения); проектирует несложные детали и узлы технологического оборудования и оснастки; осуществляет организацию деятельности и управление работой структурного подразделения; выполняет работы по эксплуатации и ремонту летательных аппаратов; проверяет и осваивает объекты новой техники и новые технологии.

 

Должен знать:

- материаловедение, электротехнику и электронику, техническую механику;

- гидравлические и пневматические системы;

- конструкцию объектов производства (деталей, узлов, агрегатов планера летательного аппарата, его системы);

- типовые технологические процессы производства деталей, сборки узлов и агрегатов планера летательного аппарата;

- способы наладки технических средств оснащения;

- методы проведения необходимых расчетов при проектировании технологической оснастки;

- технические требования к разработанным конструкциям;

- Трудовое право, правила техники безопасности, промышленной санитарии и охраны труда;

- основы управленческого учета.

 

Должен уметь:

- читать рабочие чертежи по специальности, анализировать конструкторскую документацию;

- разрабатывать оптимальные технологические процессы под руководством более квалифицированного специалиста;

- осуществлять проектирование несложных деталей и узлов летательного аппарата и его систем технологического оборудования и оснастки;

- проводить необходимые расчеты для получения требуемой точности и обеспечения взаимозаменяемости в производстве летательных аппаратов;

- применять ИКТ при обеспечении жизненного цикла технической документации;

- осуществлять организацию деятельности и управление работой структурного подразделения;

- оценивать экономическую эффективность производственной деятельности участка с применением ИКТ, контролировать соблюдение технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения.

 

Профессионально важные качества:

• физическая выносливость

• нормальная острота зрения и слуха

• хороший линейный и объемный глазомер

• способность к концентрации и переключению внимания

• пространственное воображение

• хорошая оперативную память

• быстрая реакция на аварийные сигналы

• эмоционально-волевая устойчивость

• аккуратность

• чувство ответственности

• хорошие организаторские способности

 

Медицинские противопоказания:

• заболевания суставов и позвоночника

• сосудистые заболевания

• бронхиальная астма

• кожные болезни, особенно с поражением рук

• нервные и психические заболевания

• плохое зрение и слух

• аллергические заболевания.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГА ПОУ "Губернаторский  авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный  центр компетенций)"

Обновлено 2017/03/28
 

Новости профобразования