Рациональное использование природохозяйственных комплексов Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Сегодня экологии уделяется большое внимание, а для изучения и рационального использования природных ресурсов требуются специалисты-профессионалы. Эколог должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. Экологи –  это  специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.

 

Если содержание вредных веществ выше критического уровня, они выявляют причины, составляют прогноз развития ситуации. Специалисты изучают последствия запуска космических ракет, контролируют деятельность вредных производств, следят за утилизацией радиоактивных отходов. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.

 

Возведение любого промышленного объекта обязательно сопровождается оценкой воздействия на окружающую среду, поэтому экологи трудятся в природоохранных организациях, муниципалитетах, на крупных предприятиях. Но о монотонности и однообразии речь не идет. Моральное удовлетворение от сознания того, что удалось предотвратить экологическую катастрофу, впечатления от поездок и новых мест, делают эту профессию привлекательной для всех, кому небезразличны чистый воздух и вода.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Объекты профессиональной деятельности эколога в области рационального использования природохозяйственных комплексов это – природная и техногенная окружающая среда; технологии и технологические процессы предупреждения и устранения загрязнений окружающей среды; процесс управления и организации труда на уровне первичного коллектива и структур среднего звена;


Экология как биологическая дисциплина возникла в середине XIX века, но превратилась в самостоятельную науку несколько позже, примерно на стыке XIX и XX веков. Однако еще в древних египетских, индийских, китайских и особенно европейских письменных источниках VI – II веков до н.э. упоминаются сведения об образе жизни и даже изменениях численности животных и растений.


В середине века науки о живой природе развивались крайне медленно из-за религиозного догматизма и схоластики. В эпоху Возрождения интерес к научным исследованиям, к накоплению знаний о природе проявляется с новой силой. Этот период знаменуется великими путешествиями, открытиями и описаниями новых земель с их растительным и животным миром.


Большой вклад в развитие экологических представлений внесли русские естествоиспытатели П.С. Паллас (1741-1811), И.И.Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755) и другие. В их трудах описывается животный и растительный мир Сибири, Дальнего Востока, Урала, Казахстана, делаются обобщения с экологической точки зрения. М.В.Ломоносов (1711-1765) также высказывает идею о влиянии среды на организмы.

 

В 1859 году увидела свет книга Ч.Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов». Значение этого труда для всей биологической науки общеизвестно. Эволюционное учение Ч. Дарвина революционизировало всю биологию и явилось мощным толчком для развития экологии на качественно новой основе.
Особенно бурное развитие экологии характерно для 20 столетия, когда начинают издаваться специальные экологические журналы, появляются капитальные труды по экологии растений и животных. Большой вклад в развитие отечественной экологии внесли Л.А.Зенкевич, С.А. Зернов, Г.Г.


К началу 70-х годов XX века интерес к состоянию среды обитания вырос до мирового масштаба. И это не случайно: перед человеком встала реальная угроза экологической катастрофы. Понятие «экология», которое раньше использовали в основном биологи, получило широкое распространение. Им стали обозначать разные виды деятельности по исследованию и охране природных ресурсов и окружающей среды.


Возможные виды профессиональной деятельности специалиста: проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий, производственный экологический контроль в организациях, эксплуатация очистных установок, очистных сооружений и полигонов, обеспечение экологической информацией различных отраслей экономики.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техносферная безопасность и природообустройство

 

Назначение специальности:

Квалифицированный специалист проводит мероприятия по защите окружающей среды от внешних воздействий, осуществляет производственный экологический контроль в организациях, занимается обеспечением экологической информацией различных отраслей экономики, обеспечивает работоспособность очистных установок и сооружений.


Должен знать:

- виды мониторинга;

- унифицированную схему информационного мониторинга загрязнения природной среды;

- современную химико-аналитическую базу  государственной сети наблюдений за качеством природной среды и перспективах ее развития;

- основные принципы, методы организации, контроля проведения наблюдений за уровнем загрязнения воздушной, водной и других сред;

- основные принципы организации и создания экологически чистых производств;

- устройство и принципы действия очистных установок и сооружений;

- методики расчета предельно допустимых концентраций и выбросов;

- принципы, методы, нормативно-технические документы экологического аудита и экологической экспертизы.


Должен уметь:

- проводить мониторинг окружающей природной среды;

- организовывать работу функционального подразделения по наблюдению, очистке и реабилитации загрязненных территорий;

- контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях;

- реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов;

- проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами;

- распространять экологические знания;

- выполнять работы по одной или нескольким рабочим профессиям, должностям служащих.

 

Профессионально важные качества:

• практический склад ума;

• логическое мышление;

• наблюдательность;

• склонность к анализу и прогнозу;

• бережно относиться к природе;

• обладать общей культурой и эрудицией.

 

Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям, имеющим инфекционные и кожные заболевания, неврозы, заболевания органов зрения и слуха.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»

Обновлено 2016/03/29
 

Новости профобразования