Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

То, что нельзя воспроизвести словами, можно передать с помощью музыки. Музыка – это язык, не требующий перевода и объединяющий всех людей. Не важно, что Антонио Вивальди итальянец, а Вольфганг Моцарт австриец, все мы знаем и любим их композиции. И пусть у каждого знаменитый «Реквием» Моцарта вызывает разные противоречивые чувства, одно можно сказать точно: за душу цепляет.


Музыка бывает разной: одна пробирает до дрожи, другая заставляет пуститься в пляс и забыть обо всём на свете. Всё зависит от ритма и инструмента исполнения. Гитара, скрипка, флейта, барабан и ещё десятки других инструментов на выбор помогут Вам реализовать себя как человека искусства, поделиться своими мыслями и чувствами со слушателями. Главное – любовь к музыке и профессиональный подход к занятиям. Известно, что без упорного труда и неистового желания невозможно овладеть ни одним из инструментов (ну, если Вы не дитя-индиго, конечно). Но награда за этот труд бесценна.

 

Много всего интересного предстанет пред великим музыкантом: концерты, поездки в другие города и страны, творческие конкурсы. А самое лучшее вознаграждение – это занятие любимым делом. Изучение и исполнение музыкальных произведений, работа в творческих коллективах (оркестрах, ансамблях), сольные выступления и другая творческая деятельность на сцене.


Слух, музыкальная одаренность, любовь к музыке и терпение, желание воспроизводить и создавать шедевры – основные составляющие в этой профессии. А уж тем более, если по совместительству с основным начальным образованием Вы посещали музыкальную школу, и большую часть своей жизни посвятили музыкальному исполнительству, не останавливайтесь на достигнутом. Искусство, как и любой другой вид деятельности, требует постоянного совершенствования. Не расстраивайтесь, если за плечами нет музыкальной школы. Опытные преподаватели научат и помогут талантливому студенту, ведь желание не имеет границ, тем более когда речь идёт о высоком – о музыке.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Невозможно представить себе человечество без музыкального искусства. Развлекая или воспитывая, мобилизуя или расслабляя, повышая работоспособность, излечивая или неодолимо заставляя танцевать, музыка пронизывает всю нашу жизнь, и едва ли существует нормальный человек, который не испытывал бы на себе то или иное влияние музыки. Музыка, как писал Жан Жак Руссо, есть искусство соединять тоны приятным для слуха образом. По другому определению это искусство воспроизведения мыслей, чувств и ощущений в звуках, слагающееся из трех элементов: мелодии, гармонии и ритма.

 

Так же как первым элементом музыки в эволюции человека был ритм, так и первыми музыкальными инструментами были ударные инструменты, подчеркивающие ритм. Древнейшими инструментами явились самозвучащие инструменты – колотушки, погремушки и иные ударные шумовые инструменты. Другую группу древнейших инструментов составили духовые – гуделки, свистки, флейты из тростника или кости. Свистку из сустава северного оленя, костяной дудке и шумовому «скребку», найденным в раскопках древнего каменного века, – двадцать тысяч лет. Свыше семисот лет найденным новгородским гуслям. Название этого инструмента происходит от древнеславянского «густы» – гудеть. Гусли – гудящие струны. Музыкальную одаренность славян, их любовь к пению, их искусство игры на музыкальных инструментах отмечают иноземные летописцы, называющие славян «песнелюбцами».


Вся эволюция и совершенствование музыкальных инструментов органично сплетается с эволюцией человечества. Развивается человек, более изысканной и разнообразной становится музыка, усложняются и совершенствуются музыкальные инструменты. До XVIII века скрипка и виолончель считались плебейскими инструментами. Усилиями нескольких поколений мастеров ярмарочный и трактирный инструмент превратился в шедевр искусства. К XVIII веку относятся  лучшие скрипки Антонио Страдивари и его сыновей, а также скрипки наиболее выдающегося представителя семьи Гварнери – Джузеппе Бартоломео. То же самое произошло и с фортепиано. Вольтер назвал его изобретением кастрюльщика. Изобретателем фортепиано считается итальянец Бартоломео Кристофори. Но потребность в этом инструменте была настолько велика, что почти одновременно появились аналогичные инструменты в Германии, Франции.


Современное музыкальное искусство использует тысячи различных музыкальных инструментов, разнообразных по диапазонам звучания, тембрам звуков, внешним формам и пр. Этому способствует многообразие музыкальных направлений и жанров, особенности национальной культуры многочисленных народов разных стран. Особую группу в семье музыкальных инструментов составляют народные инструменты. Они не входят в классический состав симфонического и оперного оркестров, хотя могут звучать там по замыслу композитора. Характер звучания народных инструментов, особенности исполнения на них и своеобразие репертуара обусловили создание еще одного вида оркестра – оркестра народных инструментов.


Электромузыкальные инструменты – сравнительно новое направление в технике, давшее мощный стимул, как появлению новой музыки, так и новой специализации музыкантов. Это направление сейчас бурно развивается, базируясь на последних достижениях электроники и вычислительной техники и обогащая искусство новыми музыкальными тембрами и немыслимыми ранее исполнительскими возможностями. Но классические музыкальные инструменты, впитавшие в себя опыт и творческий энтузиазм поколений, представляют и будут представлять величайшую ценность, их совершенствование и развитие всегда будут актуальны.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Музыкальное искусство

 

Назначение специальности:

Выпускник по специальности «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)» профессионально реализуется в музыкально-инструментальном  исполнительстве в качестве артиста оркестра или  ансамбля, в организации и постановке концертов, музыкальном руководстве творческими коллективами, а также в музыкальной педагогике в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях и  учреждениях среднего профессионального образования.


Должен знать:

- профессиональную терминологию;

- основные этапы истории и развития теории исполнительства на инструменте;

- художественно-исполнительские возможности инструмента;

- ансамблевый репертуар для различных составов;

- особенности работы в качестве артиста оркестра или ансамбля;

- основы теории воспитания и образования;

- современные методики обучения игры на инструменте;

- психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста.


Должен уметь:

- выполнять теоретический анализ музыкального произведения;

- читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;

- использовать технические навыки и средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

- слышать все партии в ансамблях различных составов;

- работать в составе различных видов оркестров;

- психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной деятельности, а также уметь организовать образовательный процесс с учетом базовых основ педагогики;

- делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика;

- осуществлять учебно-методическую деятельность.

 

Профессионально важные качества:

• музыкальная одаренность;

• сосредоточенность;

• терпение;

• умение работать перед аудиторией;

• способности к педагогической и методической деятельности.

 

Медицинские противопоказания:

• нервные и психические заболевания;

• нарушение координации движений;

• нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

• снижение остроты слуха.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств»

Обновлено 2017/03/28
 

Новости профобразования