Вокальное искусство Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Пение называют вокальным искусством. Поют все, но не каждого приятно слушать. Даже при наличии хороших природных способностей один талант без знаний не может иметь хороших перспектив. Ведь искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию. И как всякий специалист наделен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Занятия с педагогом, который  учитывает индивидуальность каждого вокалиста, помогут научить его приемам, обеспечивающим раскрытие красоты голоса и сохранность голосового аппарата, работе с оркестром и слушателями.


Благодаря широкому диапазону профессиональных знаний и практических навыков специалисты – вокалисты смогут найти себя в разных областях культуры и искусства, филармониях, театрах, концертных площадках, музыкально-эстетических центрах. А особо одаренные радуют искусством бельканто ценителей музыки всего мира. Первые шаги к большому успеху вокалист делает еще студентом. Концерты, фестивали, конкурсы — неотъемлемая часть обучения. Они не только позволяют расширить кругозор и научиться преодолевать волнение, но и познать себя, собственные возможности.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Прежде чем человек изобрел музыкальные инструменты, он научился петь. В пении выражал свои чувства, эмоции, которые возникали в процессе жизни: горе, радость, веселье, печаль, страдание. Существует пение сольное, ансамблевое, хоровое, пение с аккомпанементом и без него, пение в опере, оперетте, на камерной сцене и эстрадное пение. Вокальное искусство разных стран имеет свою историю и традиции. Каждая национальная школа обладает собственным стилем исполнения, способом звуковедения, характером певческого звука. В национальной манере отображаются исполнительские традиции, особенности языка, темперамента, характера и другие национальные качества.


В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в особой подготовке. Пели «естественно», спонтанно, пели простые и спокойные мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов. Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, охваченный мистической экзальтацией, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру.


Первая школа пения возникла в Риме в V веке н. э. Слава ее распространилась на Западе, в VIII веке стали возникать другие певческие школы. Но первыми представителями вокального искусства все-таки были народные певцы. В средние века в Западной Европе их называли трубадурами, бардами, труверами, миннезингерами. В России искусство пения развивалось в творчестве скоморохов. На Украине – бандуристов, на Кавказе – ашугов. Народные певцы одновременно являлись творцами песен, передавая их устно своим последователям. Вокальное искусство расцвело в эпоху Возрождения.


В России профессиональное вокальное искусство сложилось к XVIII веку. Но пение как искусство существовало с давних пор. Песни, которые слагал русский народ, по стилю, жанрам, практическому назначению очень отличались друг от друга. Каждый жанр требовал особой манеры исполнения. Народное пение оказало большое влияние на рост профессиональной вокальной культуры не только в России, но и в других странах. Древнерусская музыка была исключительно вокальной. Характерные черты ее – плавная мелодия, небольшой диапазон, благородство интонаций, ясное произношение слов – бережно сохранялись в искусстве певчих при монастырях, тем самым помогая становлению профессиональной вокальной школы.


Но окончательное формирование вокального искусства произошло в России с появлением оперы. Итальянская опера, привезенная в Россию, стимулировала развитие оперного пения русских исполнителей. От итальянских певцов русские музыканты научились стилю бельканто – блестящего, легкого пения, требующего от певца высокоразвитых технических возможностей. С появлением русской национальной оперы перед вокалистами встала задача не только профессионально владеть голосом, но и создавать яркие национальные характеры.


С того времени русская вокальная школа заняла важное место в истории музыкального искусства. Имена прославленных русских певцов известны всему миру: О. Петров – «дедушка русской оперы»; А. Воробьева – создательница ролей в операх М. Глинки; Н. Забела-Врубель, исполнившая почти все сольные партии в операх Н. Римского-Корсакова; Ф. Шаляпин, открывший новую эру в развитии оперного пения. В наше время русская вокальная школа не только не утратила значимость, но еще более укрепила свои позиции и принципы, благодаря искусству выдающихся мастеров современности.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Музыкальное искусство

 

Назначение специальности:

Выпускник по специальности «Вокальное искусство» профессионально занимается пением (сольным, ансамблевым, хоровым) с аккомпанементом и без него,  организацией и постановкой концертов, музыкальным руководством творческими коллективами, музыкальной педагогикой в образовательных учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования.


Должен знать:

- профессиональную терминологию;

- сольный исполнительский репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров средней сложности;

- особенности постановки и развития голоса;

- особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля;

- основы теория воспитания и образования;

- психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

- порядок ведения учебной документации в учреждениях общего и дополнительного образования детей.


Должен уметь:

- самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар;

- читать с листа музыкальные произведения;

- осуществлять исполнительскую деятельность в хоровых и ансамблевых коллективах в условиях концертной организации и театральной сцены;

- применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии;

- применять классические и современные методы преподавания вокальных дисциплин, использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

Профессионально важные качества:

• музыкальная одаренность;

• вокальные данные

• умение работать перед аудиторией;

• способности к педагогической и методической деятельности.

 

Медицинские противопоказания:

• нервные и психические заболевания;

• нарушение координации движений;

• нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

• заболевания сердечно-сосудистой системы

• снижение остроты слуха.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств»

Обновлено 2017/03/28
 

Новости профобразования