Со стороны может показаться, что стоять перед хоровым коллективом и махать палочкой в разные стороны легче лёгкого. Но это далеко не так. У дирижёра самая сложная задача – задать такт и привнести объём в простое звучание, тем самым создать стройную композицию. Для этого нужно уметь учитывать особенности каждого из членов коллектива, управлять их голосом и успевать, при необходимости, аккомпанировать на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу.
Управлять хором – это значит уметь дирижировать так, чтобы все движения, жесты и мимика ясно выражали внутренние переживания дирижера. Причем, движения и жесты должны быть не только понятны исполняющим, но и грациозно выглядеть перед зрителями. Хормейстер должен не только в идеале знать, что такое альт, тенор, мелкий, острый и быстрый жест, широкие и полнозвучные аккорды, а ещё и уметь вырабатывать из всего этого ансамбли партии, учитывать хоровые нюансы. Связь между дирижёром и хором настолько тесна, что одна единственная ошибка может испортить всё выступление. Каждый певец устремляет внимание на дирижёра, певец не мыслит издать ни одного звука, не наблюдая дирижера и не находясь с ним в непрерывном общении. Воля исполнителей под его властью.
Гармонии и успеха в исполнении можно добиться лишь в том случае, если между певцами и дирижёрами существует взаимное уважение. И в самом конце, когда всё идеально отработано, аплодисменты и авации зрительного зала в первую очередь звучат для них, неповторимых хормейстеров. Для того чтобы стать организатором музыкально-просветительской деятельности необходимо иметь отличный слух, хорошую память, терпение и навыки руководителя.
Дирижирование – самая сложная из всех профессий музыкального исполнительства. Дирижер руководит целой группой музыкантов – оркестра, хора, ансамбля, оперной или балетной труппы. Слово «дирижер» означает «направлять, руководить». Как и другие виды исполнительского искусства, профессия дирижера в современном понимании появилась во второй трети XIX века. Но еще на древних ассирийских и египетских барельефах можно видеть изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, и рядом человека с жезлом в руке, «руководящего» ими.
В Древней Греции было развито управление хором с помощью хейрономии – системы движений рук, пальцев, головы. В народном хоровом пении своеобразным дирижером был запевала – он указывал строй пения, отбивал такт, притоптывая ногой или хлопая в ладоши. Вероятно, такой способ стал прообразом так называемого «шумного дирижирования» – дирижирования коллективом музыкантов при помощи батута – палки. Этот способ появился, когда возникли оркестры, включавшие в себя большое количество людей. Так дирижировал французский композитор Люлли, ударяя об пол жезлом. В XVII-XVIII веках во главе оркестра встал клавесинист. Играя на клавесине аккорды, он задавал оркестру ритмическую канву, помогая себе движением головы, выражением глаз, взмахами руки. Так дирижировал И.С.Бах.
В XVIII веке управление оркестром перешло к скрипачу-концертмейстеру. Некоторое время существовало двойное дирижирование – когда скрипач руководил оркестром, а клавесинист – певцами на оперной сцене. Но со второй половины XVIII века скрипач-концертмейстер оказался полноправным «управителем оркестра». Перемежая игру на скрипке и движения смычка в воздухе, он указывал оркестру моменты вступлений, темп и прочее. Таким способом работал с оркестром Гайдн. С дальнейшим развитием музыкального искусства, увеличением состава оркестров, развитием инструментария появилась необходимость выделить дирижера из группы музыкантов-исполнителей. Смычок, которым пользовались прежде при дирижировании, сменила дирижерская палочка, и дирижер стал самостоятельным действующим лицом. К этому времени начали складываться основные принципы дирижирования, совершенствовалась культура профессии, устанавливались ее основные формы.
Основоположником дирижирования в современном понимании наряду с Бетховеном и Берлиозом считается Вагнер. Он первым повернулся лицом к оркестру и спиной к публике, чем нарушил традиционные представления об этике дирижера и вызвал новый взгляд на эту профессию. Появилась практика дирижирования «чужими» оркестрами – гастроли. Первыми гастролерами были Берлиоз, Мендельсон. Первым дирижером, не занимающимся композиторской деятельностью, был немец Г. фон Бюлов.
В России дирижерское искусство связано в первую очередь с хоровой музыкой. Первыми представителями этого вида исполнительского искусства были крепостные музыканты, такие как Дегтярев, руководивший крепостным оркестром Шереметевых. Впоследствии русские композиторы так же, как зарубежные, сочетали свою деятельность с работой дирижера. Глинка руководил придворной музыкальной капеллой, братья Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов не раз появлялись на концертной эстраде с дирижерской палочкой в руках. Лучшие традиции дирижерского искусства нашли развитие в творчестве ведущих современных российских дирижеров.
Направление подготовки:
Музыкальное искусство
Назначение специальности:
Дирижер хора осуществляет профессиональную деятельность по руководству хоровыми коллективами в процессе постановки, разучивания и исполнения музыкальных произведений, также осуществляет педагогическую и учебно-методическую деятельность в учреждениях дополнительного, общего и среднего профессионального образования.
Должен знать:
- профессиональную терминологию;
- репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа;
- основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;
- методические системы хорового образования (отечественные и зарубежные);
- методику преподавания основ хорового дирижирования;
- современные методики постановки голоса;
- основные принципы хоровой аранжировки;
- основы теории воспитания и образования;
- специфику работы с детским хоровым коллективом;
- порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.
Должен уметь:
- работать хормейстером с хоровыми коллективами различных составов;
- анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения;
- читать с листа хоровые партитуры в соответствии с программными требованиями;
- аккомпанировать на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу;
- создавать хоровые переложения (аранжировки);
- организовывать работу детского хорового коллектива с учетом возраста и подготовленности певцов;
- определять важнейшие характеристики голосов обучающихся и планировать их дальнейшее развитие.
Профессионально важные качества:
• музыкальный слух;
• музыкальная память;
• художественный вкус;
• организаторские способности;
• склонность к педагогической деятельности.
Медицинские противопоказания:
• нервные и психические заболевания;
• нарушение координации движений;
• нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
• снижение остроты слуха.