Железная дорога сложный организм. И чтобы он работал без сбоев, в нем все должно быть продумано, отрегулировано, учтено и задокументировано. Только документ свидетельствует о том, что железная дорога своевременно и в полной сохранности доставляет груз (или пассажира) до места назначения с соблюдением условий его перевозки и выдает груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
К таким документам относятся: накладная, дорожная и передаточная ведомости, вагонный лист, погрузочный ордер, багажная квитанция, сдаточная ведомость, путевой журнал и билет пассажира. Порядок в документах – это свидетельство правильно организованной работы, а сами документы – помощники для работников железнодорожного транспорта. Правильно оформить документ – целая наука, овладеть которой можно при нескольких условиях: если человек внимателен, усидчив, ответственен, обладает культурой общения.
Ежегодно железные дороги России перевозят огромное количество пассажиров, и каждому из них в поездах создан комфорт и хорошее настроение. Немаловажное значение при этом имеют профессионализм и личные качества сотрудников железной дороги, в том числе и таких специалистов, как операторы по обработке перевозочных документов. Ведь это представители компании, к которым в первую очередь обращаются пассажиры, от общения с которыми складывается общее впечатление о работе всего предприятия.
Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте занимается оформлением и продажей билетов, других проездных и перевозочных документов. Составляет кассовые отчеты, отчеты по продаже билетов и движению документов строгой отчетности, обеспечивает хранение и сдачу денежных средств и других материальных ценностей.
История профессии оператора по обработке перевозочных документов тесно связана с историей развития железнодорожного транспорта. Первая железная дорога общего пользования, протяженностью около 21 километра, была открыта для движения в 1825 году в Англии. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон. Строительством ее руководил известный английский изобретатель Джордж Стефенсон (1771 –1848), создавший первую практически пригодную для использования модель паровоза.
Развитие железных дорог в дальнейшем происходило быстро – к концу 19 века железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта. В 1879 году немецкий инженер-электрик Эрнст фон Сименс (1816 – 1892) продемонстрировал электропоезд, двигавшийся по электрифицированному пути длиной 274 м. Вскоре в Германии и Англии пошли первые трамваи. Они двигались по рельсам, используя электрический ток. Постепенно трамваи распространились по всему миру. В 1863 году в Лондоне открылся метрополитен. Он стал первой в мире подземной дорогой, где для перевозки пассажиров использовались паровозы. Первая электрическая линия метрополитена была открыта в 1890 году в Лондоне. Линия проходила под Темзой. Она соединила южную и северную части города. Сегодня метро есть во многих городах мира.
В России первые пассажирские вагоны изготовлены для Царскосельской железной дороги, открытой в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В 1846 году на Александровском заводе начали выпускать вагоны для железной дороги между Петербургом и Москвой. Перевозка грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах, приводимых в движение локомотивной тягой, за весь период развития стала совершенной транспортной системой. На современных железных дорогах применяется в основном электровозная тепловая тяга. Средняя скорость движения поездов 60 км/ч. На высокоскоростных железных дорогах она достигает 145 – 160 км/ч, а на отдельных (например, во Франции, Испании, США, Японии) скорость поездов достигает 240 – 300 км/ч.
За последние годы значительно улучшилось техническое оснащение современных поездов, повысились требования к обслуживанию пассажиров. Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте сегодня не может обойтись без глубоких и всесторонних знаний по правилам перевозки пассажиров и багажа, тарифным руководствам, порядку оформления и продаже билетов, маршрутам следования и расписанию движения транспорта. Он должен обладать коммуникативными способностями, иметь хорошую память, быть тактичным, ответственным, исполнительным, внимательным, владеть навыками работы на ЭВМ.
Направление подготовки:
Сервис и туризм
Назначение профессии:
работы по оперативному учету эксплуатационной деятельности транспортных средств железнодорожного транспорта; перевозка пассажиров и грузов; розыск пропавших грузов; продажа и оформление документов.
Должен знать:
- правила перевозки пассажиров, грузов и багажа,
- тарифы, порядок расчета стоимости проезда,
- схемы расположения мест в вагонах и железных дорог,
- расписание движения поездов,
- правила ведения оперативного учета,
- технологию обработки проездных и перевозочных документов,
- формы грузовой и финансовой отчетности,
- технические условия погрузки и крепежа грузов.
Должен уметь:
- оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте,
- проводить операции по приему, учету и хранению денежных средств,
- оформлять страхование грузов,
- проверять правильность размещения и крепления грузов при перевозке,
- контролировать выполнение требований охраны труда при перевозке грузов.
Профессионально важные качества:
• умение удерживать в поле видимости несколько предметов;
• внимательность;
• обладать усидчивостью;
• ответственность;
• культура общения.
Медицинские противопоказания:
• психические и нервные заболевания;
• выраженные нарушения зрения и слуха;
• нарушение координации кистей рук.