Педагогика дополнительного образования Печать E-mail
Автор: user   
2012/06/18

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Педагог дополнительного образования – специалист, который выявляет ребят с творческими, спортивными, художественными и другими способностями, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых, оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам.

 

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам юных россиян в соответствии с их желаниями, интересами и потенциальными возможностями заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребят. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и так далее. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.


На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

 

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ. Вместе с тем, высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов. Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков и многие другие известные в России и за рубежом люди.


После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год — год 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей, в преддверии этого события Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден соответствующий план подготовки и реализации мероприятий к данному событию.


Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатика, спортивные единоборства, художественное творчество, раннее развитие ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юные туристы, краеведы, экологи, военно-патриотическая направленность) сводится к нулю.


Отечественный опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих стран, стал примером для реализации практического опыта в других странах. Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности. Он в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Образование и педагогические науки

 

Назначение специальности:

педагог дополнительного образования осуществляет образовательно-воспитательную, учебно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую деятельность в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования.


Должен знать:

- основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- основные нормативно-правовые документы в области дополнительного образования детей;

- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей в области дополнительного образования детей;

- основы психологии человека;

- методики руководства основными видами деятельности детей в области дополнительного образования детей.

 

Должен уметь:

- анализировать проблемы педагогической науки и практики с точки зрении современных требований к дополнительному образованию;

- руководить развитием мотивации к творчеству в основных видах деятельности;

- обеспечивать педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей;

- проводить консультационную работу с родителями по проблемам дополнительного образования детей;

- повышать профессиональное мастерство через педагогическую рефлексию;

- самообразование;

- применять в практической деятельности новые педагогические технологии;

- формировать у детей социальную и коммуникативную культуру, основы культуры здоровья и межэтнических отношений.

 

Профессионально важные качества:

•    хорошо развитые коммуникативные способности;
•    ответственность;
•    уравновешенность;
•    общая культура и эрудиция;
•    эмоционально-волевая устойчивость, тактичность.

Медицинские противопоказания:

•    выраженные дефекты зрения и слуха;
•    заболевания нервной системы.

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

Обновлено 2016/03/29
 

Новости профобразования