Педагогика дополнительного образования |
Автор: Редактор сайта | |||
2012/06/18 | |||
ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИПедагог дополнительного образования – специалист, который выявляет ребят с творческими, спортивными, художественными и другими способностями, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых, оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам юных россиян в соответствии с их желаниями, интересами и потенциальными возможностями заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребят. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАСистема дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и так далее. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ. Вместе с тем, высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов. Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков и многие другие известные в России и за рубежом люди.
ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИНаправление подготовки: Образование и педагогические науки
Назначение специальности: педагог дополнительного образования осуществляет образовательно-воспитательную, учебно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую деятельность в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. Должен знать: - основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; - основные нормативно-правовые документы в области дополнительного образования детей; - цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей в области дополнительного образования детей; - основы психологии человека; - методики руководства основными видами деятельности детей в области дополнительного образования детей.
Должен уметь: - анализировать проблемы педагогической науки и практики с точки зрении современных требований к дополнительному образованию; - руководить развитием мотивации к творчеству в основных видах деятельности; - обеспечивать педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей; - проводить консультационную работу с родителями по проблемам дополнительного образования детей; - повышать профессиональное мастерство через педагогическую рефлексию; - самообразование; - применять в практической деятельности новые педагогические технологии; - формировать у детей социальную и коммуникативную культуру, основы культуры здоровья и межэтнических отношений.
Профессионально важные качества: • хорошо развитые коммуникативные способности; Медицинские противопоказания: • выраженные дефекты зрения и слуха; ГДЕ ОБУЧАЮТ КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»
|
|||
Обновлено 2016/03/29 |