Теория музыки Печать E-mail
Автор: user   
2012/06/21

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Музыка – это исповедь души. Знать теорию музыки, значит понимать, что гармония – это закономерность. Уметь определить интервал между второй и третьей нотой в доминантовом квартсекст-аккорде в тональности ля-бемоль минор, согласитесь, круто. А умение построить такой аккорд на практике, вообще невозможно описать какими-либо словами. Кроме как волшебством рук никак не назовёшь. Теория музыки позволяет понять многие нюансы, поэтому во всех музыкальных школах этот предмет является основным. Изучать теорию музыки очень сложно, но и в не меньшей степени интересно. Ведь узнавать секреты мастерства известных композиторов и законы музыки, которые так же сложны, как и законы математики, очень увлекательно. Тем более, если Вы человек музыки и в другом амплуа себя и не мыслите.

 

Освоив эту творческую специальность, перед Вами встанет более сложная задача – поделиться своими знаниями с детьми. Если Вам нравится работать с детьми, то такая работа будет только в радость, ведь приятно видеть, как вашими стараниями развивается талант. Также есть другие перспективы. Например, самостоятельно писать музыку или руководить творческими коллективами. Но в любом случае, изучив теорию музыки в совершенстве, Вам несомненно захочется передать свои знания. На то он и музыкант, чтобы быть педагогом.


Если в душе Вы человек искусства и считаете музыку наивысшим творчеством, Вам не нужно объяснять, насколько важна теория музыки. Наглядным примером  может являться великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. На середине своей творческой карьеры один из «трёх венских классиков» начал терять слух. Из-за глухоты Бетховен лишается слухового восприятия, но, тем не менее, в эти годы жизни он написал свои лучшие произведения. Это говорит о том, что он знал теорию музыки в совершенстве.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Есть категория музыкантов целиком посвятивших свою деятельность педагогике. Они ведут научно-педагогическую работу, обобщают опыт лучших музыкальных педагогов прошлого и настоящего, ищут пути и методы активизации и музыкально-педагогического процесса. Выпускники музыкальных училищ становятся педагогами детских музыкальных школ, руководителями самодеятельных коллективов, музыкальных кружков, студий. Педагоги-музыканты обучают учеников игре на музыкальных инструментах, преподают предметы, дающие основы музыкальных знаний, музыкальной культуры. Это – сольфеджио, гармония, полифония, инструментовка, музыкальная литература.


В древние времена хорошие музыканты во многих странах Востока пользовались не только успехом у публики – этого у музыкантов не отнимешь и сейчас, но и занимали высокие посты в государственной иерархии. В Древнем Египте прославленные певцы, исполнители, руководители ансамблей считались в родстве с фараоном. В Ассирии профессиональные музыканты и певцы почитались выше всех государственных чиновников. В Китае рассматривали музыку с точки зрения ее воздействия на нравы и обычаи страны, как мощное средство воспитания человека. Считалось, что музыка способствует установлению социальной гармонии в обществе, что ее влияние сказывается даже в такой области, как проблемы управления государством. В Древней Греции признавали, что музыка обладает магическим воздействием на психическое и физиологическое состояние человека, и о строении вселенной рассуждали, исходя из законов музыки. Платон чтил музыку как основу государственного устройства, считая, что лучше то государство, где лучше музыка.


Бетховен считал, что музыка есть откровение более высокое, чем любая мудрость или философия, ибо она представляет единственный путь к тому высшему миру познания, который только чувствуется человеком и в который невозможно проникнуть. Гете считал музыку высшим из искусств. Музыка, как писал Жан Жак Руссо, есть искусство соединять тоны приятным для слуха образом. По другому определению — это искусство воспроизведения мыслей, чувств и ощущений в звуках, слагающееся из трех элементов: мелодии, гармонии и ритма. И поныне, несмотря на большие достижения в акустике, психологии, физиологии, природа воздействия музыки на человеческое существо еще далека до полного объяснения. Впрочем, без этой таинственности музыка, вероятно, не была бы тем, чем она является для человека.


Как возникла музыка? На этот счет существует множество предположений и гипотез. На заре человечества ритмы, которые являются одним из важнейших элементов музыки, по-видимому, помогали людям совершать одновременные и повторяющиеся действия, чтобы добиваться вместе того, что невозможно сделать в одиночку. Мелодический аспект музыки можно исторически связывать с развитием речи, интонационных средств ее выразительности. Таким образом, основы ритма и мелодии носили поначалу утилитарный характер, помогая человеку общаться и заниматься коллективным трудом.

 

Музыка же возникла, видимо, тогда, когда наряду с применением упорядоченных последовательностей звуков в качестве элемента трудового процесса человек смог воспринимать эти звуки абстрактно, отдельно от трудового процесса, например, пантомимически изображая труд при обучении или в ритуальных обрядах. В этом случае звуковые сочетания и последовательности уже возбуждали образное воображение человека, вызывали в нем определенные ассоциации, эмоции. Подражая крикам птиц и зверей, изображая гром или падение дерева, человек раскрывал и осваивал великое темброво-интонационное богатство звуков природы.


Почти все музыканты, за очень малым исключением, отдают свои силы педагогической работе. Музыковеды-теоретики изучают особенности составных элементов музыкального творчества: гармонии, полифонии, мелодики, ритмики, музыкальной формы. Отдельной областью является изучение развития музыкальных инструментов – инструментоведение. Глубокое познание специалистом всех компонентов музыкального искусства открывает путь к пониманию музыкального содержания, выявляет ценность каждого музыкального произведения.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Музыкальное искусство

 

Назначение специальности:

музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах и других образовательных учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО; организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений, организация и музыкальное руководство творческими коллективами; просветительство музыкальное.


Должен знать:

- основы теории воспитания и образования;

- психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

- порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей,общеобразовательных школах;

- принципы организации труда с учетом специфики работы педагогических и творческих коллективов;

- наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста, основы MIDI-технологий;

- специфику использования приемов актерского мастерства на концертной эстраде;

- основные исторические этапы развития музыкальной критики(отечественной и зарубежной).


Должен уметь:

- осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других образовательных учреждениях дополнительного образования, образовательных учреждениях, учреждениях СПО;

- использовать знания в области психологии, педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

- знания и навыки по организации и анализу учебного процесса;

- применять классические и современные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин;

- использовать индивидуальные методы и приемы работы в классе музыкально-теоретических дисциплин;

- исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива;

- разрабатывать лекционно-концертные программы с учетом специфики восприятия различных возрастных групп слушателей;

- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;

- использовать различные формы связи с общественностью с целью музыкального просветительства.

 

Профессионально важные качества:

•    общая культура и эрудиция;
•    коммуникабельность;
•    тактичность;
•    терпение;
•    распределенность внимания;
•    настойчивость.

Медицинские противопоказания:

•    нарушение координации движений;
•    нервные и психические заболевания.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

 

КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств»

Обновлено 2017/03/28
 

Новости профобразования