Музыкальное звукооператорское мастерство Печать E-mail
Автор: user   
2013/09/04

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Ни одно полноценное мероприятие не может обойтись без человека, который обеспечивает музыкальное сопровождение. Еще десять–двадцать лет назад на свадьбе, дружеской встрече или корпоративном мероприятии было достаточно баяниста и вокалиста в одном лице, но сейчас все круто изменилось. Всевозможное музыкальное оборудование используется на мероприятиях различного плана. Музыкальное звукооператорское мастерство одновременно и техническая, и творческая специальность. За время обучения будущие специалисты осваивают чтение партитур, гармонию, сольфеджио, историю искусства и музыкальных стилей. Проходят инструментоведение и общее фортепиано.

 

Такая работа требует концентрации внимания. Представьте, во время длительных фестивалей человеку, стоящему у режиссерского пульта приходится час за часом пропускать через себя каждое слово и ноту, следить за работой микрофона в руках исполнителя, ведущего. Специалист музыкального звукооператорского мастерства на любом мероприятии – незаменимый и обязательный персонаж, без него не обойтись. Поэтому можно смело сделать вывод, что звукооператорская работа крайне важна для успеха любого мероприятия. Масса людей, готовых праздновать, желают услышать качественное звучание инструментов и голосов, льющихся из микрофонов. Их ожидания звукооператору нельзя подвести.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами. На основе археологических и этнографических исследований ученые установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственными возгласами повергали в ужас врагов. Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они-то и стали первыми музыкальными инструментами.

 

Связь музыки с драматическим действием осуществлялась уже на почве античного театра. Еще со времен древнегреческой драмы музыка связана со сценой. В эпоху Возрождения музыка участвовала во многих сценических формах, в английских масках и в итальянских интермедиях, итальянских и испанских зрелищах. Позднее это взаимодействие перешло в новый вид искусства – оперу, где музыка неразрывна с развитием действия и текстом. В балете музыка также сочетается с действием, но помимо этого становится еще и регулятором каждого движения, каждого жеста.

 

В драмах, театральных пьесах роль музыки менее органична, но и здесь она выполняет свои художественные задачи: эмоционально окрашивает действие, создает настроение, соответствующее происходящему на сцене. Музыка выполняет также функцию фона для монолога или диалога; либо используется в качестве музыкальных вставок. Все эти формы слияния музыки с действием подготовили установку для восприятия звукового фильма. Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он предполагал показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе).

 

Первые демонстрации немого фильма, этой «движущейся фотографии», в кафе, между выступлениями жонглеров или после спектакля теней, сопровождались легкой, развлекательной музыкой, действовавшей по принципу перекрывания шума. В 1892 году была показана «Световая пантомима», в 1895-м Люмьер давал свои кинопрограммы уже под аккомпанемент рояля. В то время в немом фильме использовали музыку, главным образом, чтобы заглушить сильный треск проекционного аппарата.


Сегодня, специалист  звукооператорского  мастерства  может работать в кино, на телевидении, на радио, в театрах, концертных залах, студиях звукозаписи. Он озвучивает музыкальные программы в закрытых и открытых помещениях – концертных и зрительных залах, студиях звукозаписи, аппаратных, студиях радиовещания, создает звуковое оформление и постановку концертных номеров, выступлений солистов, оркестров, ансамблей и других сценических действий. Основная задача звукооператора – создание максимально качественной записи музыкальных произведений различных жанров и стилей.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Музыкальное искусство

 

Назначение специальности:

Озвучивание музыкальных программ в закрытых и открытых помещениях (концертных и зрительных залах, танцзалах, студиях звукозаписи, аппаратных, студиях радиовещания); звуковое оформление и постановка концертных номеров, выступлений солистов, оркестров, ансамблей и других сценических действий.

 

Должен знать:

- Основы  в области электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука
- Анализ музыкального произведения в единстве и взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.

Должен уметь:

использовать в практической деятельности основы знаний в области электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука;
демонстрировать навыки записи, сведения и монтажа фонограмм;
эксплуатировать звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, усилительную аппаратуру и другое звукотехническое оборудование;
обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и зрелищного мероприятия;
осуществлять контроль и анализ функционирования звукотехнического оборудования;
выбирать и размещать необходимое звукотехническое оборудование для конкретного зала театра, студии звукозаписи, студии радиовещания и др.;
проводить установку, наладку и испытание звукотехники;
применять на практике основы знаний звукотехники и звукорежиссуры;
владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;
анализировать музыкальное произведение в единстве формы и содержания, историко-стилистических и жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии;
воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка;
работать в непосредственном контакте с исполнителем над интерпретацией музыкального произведения;
аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи;
исполнять на фортепиано различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы;
применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики творческого коллектива;
исполнять обязанности руководителя творческого коллектива.

Профессионально важные качества:

музыкальность

хороший слух

хорошая память на звуки

 

Медицинские противопоказания:

нервные и психические заболевания,   заболевания сердечно-сосудистой системы, снижение остроты слуха.

 

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

 

КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств»

Обновлено 2017/04/17
 

Новости профобразования