Слесарь-монтажник судовой Печать
Автор: Редактор сайта   
2014/06/26

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Ответ на вопрос «Где работают слесари?» очень простой: «Практически везде». Во всех отраслях экономики, без исключения, эта профессия нужна. Слесарь – одна из вечных профессий, неразрывно связанных с судостроением. Каждое судно имеет определенное целевое назначение, которому и подчиняется все его оснащение. Если это траулер – должны быть специальные устройства для ловли рыбы тралом и подъема ее на борт, а также для первичной обработки и хранения. Сухогруз требует устройств и приспособлений для погрузки, выгрузки и хранения грузов. Рефрижератору нужны специальные морозильные установки и т.д. Кроме того, на каждом судне есть шлюпки, якоря и швартовы, рулевые устройства, а также множество других механизмов и приспособлений. И всеми этими большими и малыми устройствами специального назначения оснащает суда слесарь-монтажник. Слесарь-монтажник должен знать все слесарно-монтажные работы, выполняемые на предприятии, и быть готовым к тому, чтобы в любой момент перейти на другой участок работы.

 

Слесарь-монтажник судовой должен быть технически грамотным и разносторонне образованным человеком. Ему нужны знания по механике и оптике, теплотехнике и электротехнике, органической химии и математике. Работнику этой профессии необходимы сообразительность, смекалка, находчивость. Нередко ему приходится читать даже не чертежи, а различные монтажные схемы, где вследствие большой насыщенности вычерчены не все объекты. Поэтому, чтобы хорошо представлять взаимную связь монтируемого механизма с окружающими устройствами, он должен обладать пространственным воображением, конструктивной фантазией.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Много тысяч лет назад первобытные люди начали строить плоты и выдалбливать челноки для пересечения водных пространств. Постепенно конструкция лодок все более усложнялась, и начали появляться суда, пригодные для путешествия по морю. История, конечно, не сохранила для нас имен самых первых судостроителей, но одного из их последователей мы все знаем с детства – это Ной, который, согласно Библии, построил ковчег для спасения ростков будущего человечества во время великого потопа.


Во времена Возрождения европейские судостроители научились искусству построения кораблей, способных преодолевать океанские просторы и даже в обычном строительстве применяются такие элементы, как скоба якорная. Ранее корабли были предназначены в основном для каботажного плавания, и лишь немногие храбрецы, вроде викингов, решались отправиться в путь напрямик через открытые моря. Новые парусники – каравеллы – помогли открыть Америку и морской путь в Индию.

 

Российские мореходы не многим уступали европейским, бороздя просторы Северного Ледовитого океана, но Петр I все же решил перенять передовой опыт голландских корабелов, работая простым плотником на верфи. Именно Петр I заложил в России основы современного судостроения, базирующегося на точном математическом расчете. Он создал школы, где проходили обучение будущие кораблестроители. Корабли и лодки того времени  имели множество приспособлений и механизмов для улучшения манёвренности судна и даже для обороны от противника. А значит, кто-то занимался монтажом такого оборудования. Таким специалистом был слесарь-монтажник судовой. Тогда на его плечи легла сложная и ответственная миссия – превратить неподвижный металл в стройный, цельный, жизнеспособный организм.

 

Но в наше время мало смонтировать и установить все необходимые системы и устройства, нужно проверить, как они работают, сможет ли судно не только двигаться, но и выполнять свои функции. Поэтому слесарь-монтажник, кроме выполнения работ по монтажу всех основных и вспомогательных систем, участвует в швартовых испытаниях судна непосредственно на заводе и выходит в море вместе с приемной командой. Он проверяет, отлаживает работу всех механизмовв трюме, на палубе, несет вахту в машинном и котельном отделениях и даже на мостике.


Чтобы выполнять такие сложные операции, как центровка и установка механизмов, прокладывание валопровода, слесарю-монтажнику нужны хорошо развитый линейный и пространственный глазомер, тонкая координация движений. Кроме того, нужно уметь согласовывать свои действия с действиями коллег по бригаде, потому что только при этом условии будет обеспечено высокое качество работы. И, конечно же, он должен любить технику, интересоваться различными машинами и механизмами.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

 

Назначение профессии:

Выполнение слесарных операций при демонтаже вспомогательных механизмов, электрооборудования, теплообменных аппаратов, арматуры, трубопроводов. Очистка, промывка деталей машин и механизмов. Выполнение работ по подготовке к монтажу вспомогательных механизмов, трубопроводов, арматуры под руководством слесаря-монтажника судового более высокой квалификации.

 

Должен знать:

- наименование и расположение основных районов судна;
- наименование механизмов, устройств, трубопроводов, арматуры и деталей, поступающих на монтаж;
- основные требования, предъявляемые при выполнении слесарных операций;
- назначение и условия применения наиболее распространенных простых приспособлений, слесарного и измерительного инструмента.

Должен уметь:

- выполнять работы по общей сборке, монтажу, ремонту и испытаниям судовых котлов, изготовлению трубной системы;
- изготавливать, собирать, устанавливать простые узлы, мебель, изделия судового оборудования, дельные вещи и производить их демонтаж и ремонт;
- производить разметку мест установки деталей по сборочным и монтажным чертежам;
- формировать и собирать корпус судна на стапеле;
- владеть приёмами слесарных операций с соблюдением технологии выполнения слесарно-сборочных и ремонтных работ.

Профессионально важные качества:

умение читать чертежи, различные монтажные схемы, обладать пространственным воображением, конструктивной фантазией, хорошо развитый линейный и пространственный глазомер.

 

Медицинские противопоказания:

сердечно-сосудистые  заболевания,  заболевания дыхательных органов, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, психические недуги и расстройства нервной системы, раздражительность, аллергические заболевания (аллергия на запахи масел, эмульсий), выраженные дефекты зрения и слуха.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

 

КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»

Обновлено 2016/05/12