Музыкальное образование Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2014/06/26

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Музыка – великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня, в век радио и телевидения, век аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте. Да, звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной; так называемой «классической» и «легкой»; исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как разобраться, сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки, содержательную музыкальную пьесу от популярного, но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьезного произведения, которое поначалу может показаться скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво? В этом поможет разобраться музыкальное образование.


Учитель музыки – понятие ёмкое и многоликое, в социальном плане представляющее совокупность профессий: педагога, вокалиста, дирижёра, психолога, воспитателя, артиста, режиссёра, сценариста. В это понятие включаются особенности личностной характеристики, условия профессиональной деятельности, социальный статус, образ жизни, формы профессиональной самореализации. Сложность профессии учителя музыки определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причём каждое из них в свою очередь многогранно.

 

Учитель музыки ведёт учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком значении этого слова. Учитель музыки должен обладать высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Профессия педагога-музыканта относится к типу «Человек—Человек», т.к. связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуются организаторские способности; вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно); коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми); высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно); психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

 

Дополнительный тип: «Человек—Музыкальное искусство», поскольку работа педагога-музыканта непосредственно связана с творчеством, поэтому для музыканта важны музыкальные способности (хороший музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); хорошо развитая моторная память (память на движения); креативность, творческость, активность, быстрота реакции, наличие мелкой развитой моторики рук (гибкость, пластичность, быстрота, четкость движений кистей рук и пальцев); способность к импровизации; артистические способности. В зависимости от должности педагог-музыкант может вести уроки, внеклассные занятия, а также выезжать на различные мероприятия, связанные с концертной или просветительской деятельностью (конкурсы, концерты, фестивали и др.). Повышая свой профессиональный уровень в смежных профессиях, например, в системе управления персоналом, можно занять должность заведующего детским садом или центром детского творчества.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Музыка (греч. musa — муза) – вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.


Известно, что музыке, музыкальному образованию придавал немалое значение царь Иван Грозный. По его инициативе Московский собор 1551 г. обязал духовенство всех городов организовать у себя на дому детские школы «на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пения псалтырного». Тот же собор по предложению Грозного ввел «на Москве и во всех московских пределах» многоголосное пение, которое до того времени употреблялось лишь в Великом Новгороде и Пскове. Певческие школы готовили певчих для различных хоров. «Отроки» (малые певчие) были частью мужского церковного хора.


В XV в. появляются первые древнерусские теоретические пособия, «музыкальные азбуки», которые вначале входили в составы певческих книг и ограничивались перечнем певческих знаков – знамен. В 1677 г. появляется значительный в истории музыкальной культуры музыкально-теоретический труд, связанный с обучением. «Грамматика» содержала наиболее полное изложение композиционных основ пения и служила основным пособием для изучения теории музыки и техники многоголосного хорового письма.


70-80-е годы ХХ века можно считать самым благоприятным временем в истории развития педагогики музыкального образования в нашей стране. Именно тогда зарождалась и внедрялась в практику целостная система музыкального воспитания школьников, разработанная коллективом авторов под руководством Д.Б. Кабалевского. В те годы на страницах печати обсуждались самые разные вопросы, касающиеся эффективных путей музыкального воспитания школьников. Авторы различных публикаций рассматривали формы и методы музыкального развития школьников, обосновывали, опираясь на основные идеи новой методики, подходы к выбору музыкального материала для урока музыки, раскрывали пути введения в него тех открытий, которые были сделаны педагогами-музыкантами еще в начале ХХ века.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Музыкальное искусство

 

Назначение специальности:

Преподаватель музыки ведет уроки сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы. Читает лекции о творчестве великих музыкантов и композиторов, музыкальной жизни в стране и за рубежом. Обучает нотной записи, пению нот с листа, анализу музыки на слух. Формирует у учащихся элементарные навыки игры на фортепиано, хорового и сольного пения. Преподаватель музыки обучает игре на каком-либо музыкальном инструменте в индивидуальном порядке. Готовит специалистов, свободно владеющих техникой исполнения музыкальных произведений. Ставит руку, учит правильной посадке, настройке инструмента, профессиональному владению им. Например, при обучении игре на духовых инструментах помогает освоить сложный процесс взаимодействия дыхания, языка, губ, полости рта и пальцев.


Должен знать:

- основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьную гигиену, методику музыкального образования; методику воспитательной работы;
- музыкально-теоретические дисциплины, историю развития отечественной и зарубежной музыкальной культуры, творчество композиторов;
- музыкальные интересы молодежи и художественные вкусы учащихся;
- специфику музыкального искусства, особенности художественно-образного языка, познавательную и воспитательную роль музыки.

 

Должен уметь:

- осуществлять педагогическую и организационно-управленческую деятельность в системе образования, вести занятия в общеобразовательных школах в должности учителя музыки;
- вести преподавательскую и учебно-воспитательную работу;
- определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала, выявлять и оценивать их индивидуальные музыкальные способности;
- пользоваться разнообразными методами и формами обучения, прогрессивными приемами руководства учебной, трудовой, общественной и художественно-творческой деятельностью учащихся;
- применять методические знания в организации учебно-воспитательного процесса;
- владеть основными вокально-исполнительскими навыками (интонирование, дыхание, дикция); умением аккомпанировать, импровизировать, осуществлять чтение нот с листа, транспонировать хоровые партитуры, сольфеджировать и тактировать песни (мелодию);
- руководить хоровым коллективом, дирижировать;
- анализировать произведения в процессе слушания музыки;
- доступно объяснять характер и содержание музыки детям;
- пробуждать и поддерживать познавательный интерес и любовь к музыке;
- использовать музыкальные радио- и телепередачи на занятиях в школе.

Профессионально важные качества:

•    интерес к музыке и педагогические способности;
•    музыкальные слух и память;
•    владение инструментом;
•    склонность к импровизации и сочинению;
•    эмоциональная устойчивость;
•    доброжелательность;
•    требовательность;
•    тактичность, умение владеть аудиторией;
•    мимика, пластика движений;
•    четкая дикция и грамотная речь;
•    чувство тембра и ритма;
•    терпеливость, общая культура и эрудиция.

 

Медицинские противопоказания:

•    выраженные неврозы;
•    заболевания органов слуха и зрения

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ


КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

Обновлено 2017/03/30
 

Новости профобразования