Физическое воспитание детей, подростков и молодежи в процессе реализации основных общеобразовательных программ и организации физкультурно-спортивной деятельности в учреждениях общего образования, довузовского профессионального образования, дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей.
Молодые люди, избравшие специальность педагога в области физической культуры и спорта, должны отчетливо представлять себе всю привлекательность и сложность этой специальности. Она приносит много радости: любовь детей, творческий характер труда, признательность общества, известность и славу, она — источник постоянного профессионального роста.
Зарождение физической культуры началось еще в первобытные времена, когда люди стали замечать, что для более удачной охоты и эффективной защиты от врагов им нужно быть более сильными, ловкими и выносливыми. Старейшины племени специально готовили детей к возможным трудностям жизни: заставляли поднимать тяжелые камни, учили метать копье, стрелять из лука, быстро бегать и т.п.
По мере развития цивилизации появились специальные школы, в которых детей обучали маршировке, бегу, метанию копья, прыжкам и т.д. Множество таких школ открывалось в Спарте – древнегреческом государстве, где физическое воспитание было важнейшей целью в формировании будущих поколений. Занятия, объединяющие игры, борьбу, обряды, танцы назывались «гимнастика».
Олимпийские игры, проводившиеся раз в четыре года в древнегреческой Олимпии, также свидетельствовали о ценности физического развития человека уже в те далекие времена. В их программу входили различные состязания в силе и мужестве. В играх побеждали сильнейшие во всех отношениях герои. На время проведения Олимпийских игр прекращались войны, устанавливалось перемирие, победители становились настоящими героями.
Традиция проведения Олимпийских игр была утеряна с приходом к власти римлян, в 394 г. н.э. Но, несмотря на это, в средние века в некоторых странах неоднократно проводились различные «олимпийские» состязания (Англия, Франция, Греция). Современные мировые традиции в области спорта и физической культуры сохранили проведение летних и зимних Олимпийских игр, которые были возрождены в конце XIX века во Франции.
Термин «физическая культура» в современном своем понимании возник в конце XIX столетия в Англии. Однако широкого распространения в странах Запада он не получил и был заменен термином «Спорт». В России понятие «физическая культура» официально стало использоваться лишь в начале XX века, когда стали открываться общеобразовательные школы для советских детей.
В 1918 г. в Москве открылся Институт физической культуры, тогда же в свет стал выходить журнал «Физическая культура». В школах был введен и до сих пор преподается предмет с общепринятым сокращенным названием «физкультура». Министерством образования были разработаны и утверждены планы занятий по данной дисциплине, а также обязательное количество учебных часов, отводящихся на нее, учреждена система нормативов для учащихся.
С целью оздоровления нации и пропаганды здорового образа жизни в советское время одной из составляющих массовой физической культуры являлось проведение производственной физзарядки на различных предприятиях СССР.
С 1931 по 1991 годы существовала программа физической подготовки ГТО («Готов к труду и обороне СССР») в различных учреждениях страны, включая школы, различные профессиональные и спортивные организации. Она включала в себя нормативы для различных возрастных групп в разных видах спорта, среди которых были бег, подтягивание на перекладине, прыжки в длину и в высоту, метание мяча, плавание и т.д. Сдавшие нормы ГТО получали специальные значки. С 2015 года по утвержденному приказу президента РФ В.В.Путина результаты нормативов ГТО будут вновь учитываться при поступлении в ВУЗы.
Направление подготовки:
Физическая культура и спорт
Назначение профессии:
На протяжении всей истории развития человечества с его многочисленными подъемами и упадками ведущее назначение представителей педагогической профессии, в том числе и преподавателя физической культуры, состояло в развитии личности подрастающего поколения, в способствовании ее гармоническому и всестороннему развитию, разумеется, применительно к конкретным социально-историческим условиям. Практически во все времена одной из ведущих составляющих процесса формирования гармонически развитого человека быть, есть и будет физическое (телесное) совершенствование. Отсюда способствование достижению физического совершенства подрастающим поколением является целевой установкой, главным предназначением физической культуры. Через физическое совершенствование, понимаемое как культурный процесс, оно способствует гармоническому развитию человека.
Должен знать:
• основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании"); • цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников; • основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; • методику преподавания физической культуры; • особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; • требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; • основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.
Должен уметь:
- Преподавать физическую культуру по основным общеобразовательным программам
- Планировать учебные занятия по физической культуре
- Анализировать учебные занятия
- Осуществлять педагогический контроль
- Планировать и проводить внеурочные мероприятия и занятия по физической культуре
- Анализировать внеурочные мероприятия и занятия
- Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ
- Проводить самоанализ педагогической деятельности и анализ деятельности других педагогов
- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов и выступлений
- Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания
Профессионально важные качества:
• владение предметом преподавания и методикой • психологическая подготовка • общая эрудиция • широкий культурный кругозор • педагогическое мастерство • владение образовательными технологиями • знание ученического коллектива • организаторские умения и навыки • научная увлеченность • педагогический такт • педагогическая техника • ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы • коммуникативные навыки • ораторское искусство
Медицинские противопоказания:
• Нервно-психические заболевания; • Сердечно-сосудистые заболевания; • Заболевания опорно-двигательного аппарата; • Хронические инфекционные заболевания; • Органов дыхания; • Слухового и зрительного анализаторов; • Речеголосового аппарата
ГДЕ ОБУЧАЮТ
Набор в 2018 учебном году не осуществлялся.
|