Эксплуатация судовых энергетических установок Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Техник-судомеханик – одни из самых востребованных специалистов на флоте. Его задача следить за исправностью оборудования, проводить необходимые ремонтные работы, диагностировать возможные нарушения. Представители этой профессии работают на кораблях всех типов и видов, проводя в плавании много времени.


Судовые энергетические установки эксплуатируются в специфических условиях, отличных от береговых. Качка в шторм, высокая температура и влажный воздух при плавании в тропических широтах, сильный холод в северных морях, ограниченные размеры судовых помещений делают профессию техника-судомеханика более сложной, чем на берегу. От его знаний и умения управлять и контролировать процесс зависит, будет ли поход удачным. В последнее десятилетие судовые установки претерпели большие изменения: значительно возрос объем автоматизированных операций, усложнились средства автоматизации.


Все это требует от техника-судомеханика хорошего знания судовых конструкций, владения средствами механизации. Он должен уметь заниматься техническим обслуживанием, ремонтом главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств и многим другим. Квалифицированные специалисты довольно быстро делают карьеру. Не зря говорят, что на флоте год за два идет. Специальность техника-судомеханика перспективна и востребована на рынке труда в Хабаровском крае.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История специальности техника-судомеханика тесно связана с историей судостроения и судоходства. В наш век спутниковых навигационных систем трудно представить себе, каким мужеством должны были обладать древние моряки. Без специальных инструментов, надежных знаний по навигации они выводили свои суда в незнакомые места. У них не было даже компаса! Его заменяли солнце, полярная звезда, волновая зыбь, полет птиц, выпущенных на ветер. С развитием науки и техники создавались новые навигационные приборы и судовое оборудование, появлялись более сложные мореходные суда.

 

Долгое время единственным водным транспортом были гребные морские суда, постройка которых началась в Древнем Вавилоне примерно в 17 веке до нашей эры. На них совершались торговые экспедиции, военные походы. Несколько позже, в 15-17 веках до нашей эры судостроение начало развиваться в Древнем Египте, затем в Греции и Риме. Много сделали для развития судостроения финикийцы, населявшие восточное побережье Средиземного моря. Они были не только хорошими мореходами, но и прекрасными судостроителями. Развивалось судостроение и в других странах. К глубокой древности относятся упоминания о быстроходных судах полинезийцев. Они первыми создали двухкорпусные плоты – катамараны, интерес к которым снова появился в наши дни. Знаменитые китайские джонки, появившиеся около 4000 лет тому назад и до сих пор весьма распространенные в Китае. Изобретенный китайцами магнитный компас способствовал развитию судоходства. Первыми заимствовали это изобретение арабы, чьи деревянные (из не гниющего в воде тикового дерева), суда – доу – с успехом совершали длительные переходы в бассейне Тихого океана.

 

Начало судостроения и судоходства в России также уходит корнями во времена глубокой древности. Археологические находки на реке Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные «лодии» (ладьи), на которых плавали по Черному морю в Константинополь. В 12 веке получили распространение запорожские «чайки», вооруженные веслами и небольшим парусом. Эти быстроходные суда, которые вмещали до 70 казаков, были боевыми кораблями и совершали военные походы. Русские северные морские ладьи поднимали 200 тонн груза, были устойчивы и мореходны.

 

Поморские и сибирские кочи – плоскодонные одномачтовые суда длиной около 20 метров и грузоподъемностью до 30 тонн – передвигались под веслами и парусами из оленьих шкур со скоростью 5-6 узлов и служили для походов по рекам и прибрежным участкам Северного Ледовитого океана. Их можно считать первыми судами ледового плавания. Первые мореплаватели использовали для создания плотов и каноэ древесину, тростник и шкуры животных. Но когда морской транспорт стал важной частью торговых связей между странами, потребовались прочные и быстроходные корабли.

 

Большой шаг вперед был сделан в годы царствования Петра I, который, как известно, проявлял большой интерес к строительству морского и речного флота. Именно в эти годы были достигнуты значительные успехи в судостроении. На протяжении столетий совершенствовались суда – от гребных, вёсельно-парусных до современных атомоходов, судов на подводных крыльях и экранопланов, сочетающих свойства судов и гидросамолетов.

 

В последнее десятилетие автоматизация судовых дизельных и газотурбинных установок претерпела большие изменения: значительно возрос объем автоматизированных операций, усложнились средства автоматизации.
Все это требует от техника-судомеханика хорошего знания судовых конструкций, владения средствами механизации. Он должен заниматься техническим обслуживанием, ремонтом главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств и многим другим. Специальность техника-судомеханика перспективна и востребована на рынке труда в Хабаровском крае.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

 

Назначение специальности:

Техник-судомеханик  осуществляет деятельность по технической эксплуатации судового главного и вспомогательного энергетического оборудования, судового электрооборудования и средств автоматики судовых систем, корпусных устройств судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок.


Должен знать:

основы теории двигателей внутреннего сгорания, электрических машин, паровых котлов, систем автоматического регулирования, управления и диагностики; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем,  электрооборудования; устройство и принцип действия судовых дизелей; назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств; нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности; мероприятия по обеспечению непотопляемости судна; виды и способы подачи сигналов бедствия; способы выживания на воде; основы менеджмента, структуру организации; современные технологии управления подразделением организации; виды, формы и методы мотивации персонала.


Должен уметь:

обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления; наблюдать за технической эксплуатацией судового электрооборудования и средств автоматики; выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования; проводить испытания и определять работоспособность установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого судового электрооборудования и средств автоматики; осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды; организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях; планировать деятельность и руководить работой структурного подразделения;  применять ИКТ при обеспечении жизненного цикла технической документации.

 

Профессионально важные качества:

• техническое  мышление

• аналитические способности;

• хорошая память;

• усидчивость;

• аккуратность;

• внимательность;

• чувство ответственности;

• хорошие организаторские способности.

 

Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям, которые имеют нарушение координации движений, психические и нервные заболевания; болезни суставов; тремор рук.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ  «Хабаровский техникум водного транспорта»

Обновлено 2017/03/27
 

Новости профобразования