Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов Печать E-mail
Автор: user   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Трудно найти более романтичную профессию. Руками и фантазией специалистов создаются морские лайнеры и катамараны, речные теплоходы и катера, боты и траулеры. Все они после морских походов обязательно возвращаются на верфь для ремонта. А вот отправятся ли они и в следующий раз на водные просторы — зависит от того, как хорошо будут отлажены судовые механизмы.

 

Тут главное слово за монтажниками и техниками, обслуживающими судовые машины и механизмы. Именно они знают основные процессы работы судовых машин, особенности механики. Только им под силу разобраться в чертежах и схемах, выбрать правильную энергетическую установку для конкретного типа судна, применить при монтаже метод, который обеспечит экологичность и безопасность.


Процесс создания и обновления судовых машин близок творчеству дирижера. Как дирижеру партитуру, так и монтажнику нужно точно знать, какая деталь или агрегат лучше подойдут для работы судна. Да и коллектив, который исполняет всю эту механическую симфонию, должен работать в унисон и точно настроить его забота профессионала, владеющего специальностью «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Техническое обслуживание судовых машин и механизмов – это производственная деятельность, направленная на обеспечение работоспособности, качественного монтажа, надежности и готовности к работе судовых машин. История специальности техника по монтажу и техническому обслуживанию судовых машин и механизмов тесно связана с историей судостроения и судоходства в России. Археологические находки на реке Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные «лодии» (ладьи), на которых плавали по Черному морю в Константинополь.

 

В XII веке получили распространение запорожские «чайки», вооруженные веслами и небольшим парусом. Эти быстроходные суда, которые вмещали до 70 казаков, были боевыми кораблями и совершали военные походы. Русские северные морские ладьи поднимали 200 тонн груза, были устойчивы и мореходны. Поморские и сибирские кочи – плоскодонные одномачтовые суда длиной около 20 метров и грузоподъемностью до 30 тонн,  передвигались под веслами и парусами из оленьих шкур со скоростью 5-6 узлов и служили для походов по рекам и прибрежным участкам Северного Ледовитого океана. Их можно считать первыми судами ледового плавания.

 

Первые мореплаватели использовали для создания плотов и каноэ древесину, тростник и шкуры животных. Но когда морской транспорт стал важной частью торговых связей между странами, потребовались прочные и быстроходные корабли. Большой шаг вперед был сделан в годы царствования Петра I, который, как известно, проявлял большой интерес к строительству морского и речного флота. Именно в эти годы были достигнуты значительные успехи в судостроении. Была повышена надежность судов и улучшены судоходные качества, созданы искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская, и другие.


Со временем деревянные корпуса уступили место железным и стальным. А изобретение паровой машины показало, что корабли отныне могут не зависеть ни от весел, ни от ветра, ни от приливов. В 1807 году американский изобретатель Роберт Фултон (1765–1815) построил колесный пароход «Клермонт» грузоподъемностью 15 т, приводимый в движение с помощью паровой машины мощностью 20 л.с., который в 1807 году совершил первый свой рейс от Нью-Йорка до Олбани, протяженностью около 280 км. Английский инженер Исамбард Кингом Брунель (1806–1859) построил «Грейт Вестерн» – самый крупный в то время деревянный пароход, регулярно пересекавший Атлантику. Следующий пароход Брунеля, «Великобритания», имел огромный гребной винт и был изготовлен из железа.

 

Дальнейшее развитие пароходства, как речного, так и морского, пошло довольно быстро. Этому содействовал переход от деревянных на стальные конструкции судов, рост мощности и быстроходности паровых машин, введение гребного винта и ряд других факторов. За последнее время в технике водного транспорта произошли большие изменения. В частности, возросла грузоподъемность, мощность и скорость движения. Увеличилась комфортабельность пассажирских судов. Значение морского и речного транспорта непрерывно повышается, расширяются его функции, как во внутренних, так и в международных перевозках.


Техник, специалист по монтажу и техническому обслуживанию судовых машин и механизмов должен уметь производить монтаж, ремонт и техническое обслуживание судовых машин и механизмов; разрабатывать типовые технологические процессы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов; разрабатывать типовую конструкторскую документацию на монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов; оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию, рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оценивать эффективность производственной деятельности; анализировать состояние техники безопасности на производственном участке. Профессия техника по монтажу и техническому обслуживанию судовых машин и механизмов перспективна и востребована на рынке труда.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

 

Назначение специальности:

Выпускник по специальности «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов» осуществляет монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов, проектирование и составление типовой конструкторско-технологической документации в организациях судостроительного и судоремонтного профиля различных организационно-правовых форм; организует работу коллектива исполнителей.


Должен знать:

методы и способы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов; основные процессы и физические явления, протекающие при работе судовых машин и механизмов; основные правила построения чертежей и схем; методику выбора энергетических установок для конкретного типа судов; основные направления научно-технического прогресса в судовом дизелестроении; общие принципы действия, компоновку и устройство ДВС; методы обеспечения экологичности и безопасности при монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов; специфику монтажа каждого вида оборудования; основные параметры и характеристики энергетических установок; основные положения начертательной геометрии; методы и средства выполнения конструкторских работ;
задачи и содержание автоматизированной системы управления производством; основы организации труда и управления; основы менеджмента, структуру организации; современные методы управления подразделением организации; виды, формы и методы мотивации персонала.


Должен уметь:

разрабатывать типовые технологические процессы и производить монтаж, ремонт и техническое обслуживание судовых машин и механизмов; ориентироваться в различных типах судовых парогенераторов и атомных реакторов, судовых энергетических установок (СЭУ) и определять область их применения в конкретных условиях; анализировать условия и режимы работы судовых турбин; разрабатывать и оформлять монтажные чертежи судовых машин и механизмов, трубопроводов и систем в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами; проводить расчеты расхода материалов, сырья, инструментов, энергии; применять ИКТ при обеспечении жизненного цикла технической документации; организовывать работу коллектива исполнителей; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности; организовывать работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих и бригадиров, обучению их вторым и смежным профессиям, проводить воспитательную работу в коллективе.

 

Профессионально важные качества:

• техническое  мышление

• аналитические способности;

• хорошая память;

• усидчивость;

• аккуратность;

• внимательность;

• чувство ответственности;

• хорошие организаторские способности.

 

Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям, которые имеют нарушение координации движений, психические и нервные заболевания; болезни суставов; тремор рук.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В. Орехова»

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий»

Обновлено 2016/03/29
 

Новости профобразования