Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/06/14

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Современному человеку для существования требуется не только удобство, но и комфорт, воплощённый в красоте. Уже с незапамятных времён люди начали украшать свои дома, тем самым стремясь показать свое положение в обществе и выделиться из масс. Сейчас же, предметы интерьера призваны, в основном, выразить духовный мир человека, повлиять на его настроение. Глиняные вазы, расписные ковры, картины – всё это предметы декора, которые делают нашу жизнь ярче и прекрасней.


Специалисты по декоративно-прикладному искусству более востребованы на рынке труда, нежели схожие с ними профессии живописцев и художников-оформителей. Всё потому, что сфера их деятельности охватывает практически все виды искусства и является многофункциональной. Специалист  найдёт художественное решение для каждой поставленной перед ним задачи, создаст любой предмет декоративно–прикладного искусства по образцу. Также, учитывая эстетические потребности и вкусы заказчика, разработает индивидуальный эскиз и воплотит его в жизнь. В общем, мастер на все руки.


Разработка проектов и изготовление изделий декоративно–прикладного искусства творческий и требующий терпения процесс. Профессионал должен знать особенности традиционного народного творчества, современные методы проектирования изделий, уметь использовать все виды декоративно–прикладного искусства и уместно переплетать их между собой, создавая произведения искусства. Вязание, резьба по дереву (камню, кости), работа со стеклом, бисероплетение, макраме, художественная роспись и другие виды работ, связанные с ловкостью рук и художественным воображением,  ожидают любителей рукоделия. Нетрадиционный взгляд на вещи, полёт фантазии, терпеливость и стремление к созданию чего-либо редкостного и изысканного обеспечат успех в этой профессии.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение. Термин «декоративно-прикладное искусство» является собирательным, условно объединяющим два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Декоративное творчество основывается на стремлении художника связать разнородные формы (архитектурные, скульптурные, живописные, графические) в целостный ансамбль. Работа художника-прикладника состоит в ином – в приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета (мебели, посуды, одежды). Иначе говоря, декоративное творчество концептуально, прикладное – предметно.


Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Предметами декоративно-прикладного искусства являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племен и народностей основной областью художественного творчества.


В античности и в Средневековье искусство было целостным – одновременно изобразительным, декоративным и прикладным. Древние греки под искусством понимали любую хорошо выполненную, искусную работу, ремесло, не разделяя понятия материальной и художественной деятельности, и обозначали ее одним словом «techne». В древних германских языках слово «kraft» – «мастерство, умение, искусство» – означало: «сила, мощь». В представлении древних народов первыми мастерами – кузнецами, ткачами, гончарами – были сами боги. Выражение «не боги горшки обжигают» появилось позднее и отражает изменившееся отношение к ремеслу. У древних норманнов ремесленники возводились в ранг полубогов и приравнивались к жрецам.


Все произведения древности органично соединяли материальную и духовную, утилитарную, эстетическую и художественную ценность. Эта особенность сохранена в традиционном искусстве Востока – Индии Китая, Японии. До эпохи Возрождения отдельного «декоративно-прикладного» искусства не существовало. Специализация мастеров в области ремесел была и ранее, но только с XVI–XVII веков, в связи с отделением живописи и скульптуры от архитектуры появилась область профессиональной деятельности, для которой и было найдено специальное название.


Все художественные изделия, так или иначе, восходят к четырем основным типам утилитарных конструкций: укрытия, орудия труда, емкости, оружие. Они возникают из первой необходимости. Затем, по мере развития технологии – совершенствования материалов, приемов и обработки – эти вещи становятся совершеннее: прочнее, устойчивее. Так, с изобретением гончарного круга появилась возможность делать сосуды симметричной формы с гладкой поверхностью, а технология обжига глиняных изделий или выплавки металлов рождала новые формы. Они оценивались эстетически положительно, как приятные, радующие взор.


В петербургском Эрмитаже хранится замечательное произведение античного искусства: «Кумская гидрия», или «Царица ваз». Она создана в IV веке до нашей эры и найдена близ города Кумы, греческой колонии в Италии. Подобные примеры можно приводить до бесконечности. Все вещи, окружающие человека, в своей исторической эволюции рано или поздно становятся предметами прикладного искусства, которые неумолимо преображаются в декоративные произведения, символически выражающие историю своей прежней жизни посредством объема, рисунка, цвета. Специалисты по декоративно-прикладному искусству занимаются изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного назначения, изготовлением бытовых предметов прикладного характера на традиционных художественных производствах, предприятиях малого и среднего бизнеса.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Изобразительное и прикладные  виды искусств

 

Назначение специальности:

художественное проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства; художественное образование в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования.


Должен знать:

- особенности графических, живописных, пластических решений при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства,

- основные методы и способы проектирования и моделирования изделий,

- технологический процесс использования изделия декоративно-прикладного искусства (по видам),

- художественно-технические приемы изготовления изделия, специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного искусства (по видам).


Должен уметь:

- создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале;

- выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов, самостоятельно разрабатывать и варьировать изделия декоративно-прикладного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.

- планировать работу количества исполнителей и собственническую деятельность, ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных;

- планировать развитие профессиональных умений обучающихся;

- применять классические и современные методы в преподавании, анализировать особенности отечественной и мировой художественной школы.

 

Профессионально важные качества:

•    навыки черчения;
•    наблюдательность;
•    художественное воображение;
•    эстетический вкус.

 

Медицинские противопоказания:

заболевания органов дыхания, кожи.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ


КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств»

Обновлено 2017/04/17
 

Новости профобразования