Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов Печать E-mail
Автор: user   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Дороги справедливо называют «кровеносными артериями городов», ведь они являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны. А от степени профессионализма тех, кто проектирует и реконструирует дороги и дорожные развязки, зависит, будут ли дороги удобными и безопасными. Это в равной степени касается аэродромов, посадочных полос, мостов, дорожных и посадочных покрытий.


И тут первое слово за техниками – специалистами по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов. Они занимаются организационно-управленческой, эксплуатационной работой, планированием и организацией дорожно-строительных работ, организацией эффективной эксплуатации машин и оборудования, принимают оптимальные решения в нестандартных ситуациях, осуществляют контроль качества выполненных работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и аэродромов.


Именно техник контролирует правильность технологических процессов, отвечает за безопасность строительства и рациональное, эффективное использование строительной техники. Техник по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов — профессия универсальная. Он может выполнять работы по одной или нескольким профессиям: дорожный рабочий, асфальтобетонщик, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, водитель автомобиля. Эта профессия востребована и достойно оплачивается.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Дороги являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны. К сожалению, на всём протяжении истории, российские дороги оставляли желать лучшего. В некоторой степени это объясняется особенностью природно-географических условий, в которых формировалась Российская цивилизация. Ввиду сурового климата, наличия большого количества различного рода препятствий – лесов, заболоченных местностей, строительство дорог в России всегда было сопряжено со значительными трудностями.


Первое упоминание о дорожных работах относится к 1015 году. Согласно «Повести временных лет», киевский князь Владимир, собираясь в поход на своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде, приказал слугам: «Теребите пути и мосты мостите». В XI веке власть попыталась законодательно определить статус «мостников» – мастеров по строительству и ремонту мостов и мостовых. Первый на Руси письменный свод законов – «Русская Правда» содержит «Урок мостникам», в котором, помимо прочего, устанавливались тарифы на различные дорожные работы.


В России строительство дорог первоначально развивалось несколькими отличными от Запада путями в связи с недостатком легкодоступных для разработки каменных материалов. Основными источниками получения камня были трудоемкий сбор на полях валунов и разработка гравия в ледниковых отложениях. Несмотря на значительную протяженность дорог (во второй половине XVIII века только сеть почтовых путей из Москвы достигала 16—17 тыс. км.) и большие потребности в совершенствовании условий перевозок, техника дорожного строительства в России длительное время ограничивалась осушением дорожной полосы и укреплением труднопроезжаемых мест древесными материалами.


Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 год, когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке дороги, связывающей Петербург с Москвой. Дорогу строили как грунтовую. Но низкое качество грунтовых и укрепленных деревом дорог привело к тому, что руководители дорожным строительством начали по своей инициативе мостить отдельные участки дороги камнем. В 1786 году была утверждена  обязательная конструкция дорожного покрытия для дорог с проезжей частью. Покрытие было двухслойным. Нижний слой состоял из щебня размером «малого куриного яйца», а верхний толщиной 2– 4 дюйма из прочного каменного материала. Позднее с целью экономии средств на подъездных путях начали получать распространение булыжные мостовые, постройка которых не требовала больших затрат. Булыжные мостовые были менее трудоемки при строительстве.

 

В 1901 г. в России появились первые автомобили, и вскоре возникла проблема приспособления существующей дорожной сети к одновременному пропуску гужевых повозок и автомобилей. С течением времени покрытие автомобильных дорог совершенствовалось. Автомобильные дороги – одна из важнейших подсистем любой страны, области и города, которая обеспечивает нормальные условия для производства, торговли и отдыха и определяет благосостояние народов этих территорий. Дорога – это жизнь. С нее, с дороги, начинается освоение новых мест, строительство городов. Без автодороги не могут существовать, нормально действовать ни производственный организм, ни жилой квартал, ни железнодорожная станция или аэродром.


Из истории Хабаровского аэродрома. В 1929 году в Хабаровске (в районе нынешней улицы Запарина) был открыт гидропорт, обеспечивавший вылеты гидросамолетов. К 1931 году сооружений гидропорта не хватало для обслуживания растущего спроса на авиаперевозки, и встала необходимость поиска места для строительства нового аэродрома. Так было положено начало освоения новых площадей под аэропорт Хабаровск.

 

Техник – специалист по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов занимается организационно-управленческой, эксплуатационной работой; планированием и организацией дорожно-строительных работ; организацией эффективной эксплуатации машин и оборудования; принимает оптимальные решения в нестандартных ситуациях; осуществляет контроль качества выполненных работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и аэродромов.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Техника и технологии строительства

 

Назначение специальности:

Квалифицированный специалист участвует в проектировании и реконструкции дорог, дорожных развязок аэродромов, посадочных полос, мостов, занимается ремонтом автодорог, дорожных и посадочных покрытий. Контролирует правильность технологических процессов. Отвечает за безопасность строительства и рациональное, эффективное использование строительной техники. Может выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих: дорожный рабочий, асфальтобетонщик, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, водитель автомобиля .


Должен знать:

- основные правила разработки, оформление и чтение проектной документации и чертежей;

- основные сведения о грунтах;

- способы, точность и последовательность выполнения геодезических работ;

- общее устройство современных дорожно-строительных машин;

- тяговых средств;

- способы добычи и переработки дорожно-строительных материалов;

- технологию работ по содержанию и ремонту;

- правила приемки и оценки качества работ.


Должен уметь:

- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию;

- проводить инженерно-геологические обследования;

- читать и составлять геодезические чертежи;

- проводить топографические съемки участков местности;

- выбирать дорожно-строительные материалы;

- выполнять работу по проложению и восстановлению трассы;

- строить, оценивать, анализировать состояние;

- содержать и ремонтировать автомобильные дороги, транспортные сооружения и аэродромы.

 

Профессионально важные качества:

• физическая выносливость;

• точный глазомер;

• умение ориентироваться в критических ситуациях;

• исполнительность;

• аккуратность;

ответственность;

• умения работать в команде, поддерживать отношения с коллегами.

 

Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и дефектами зрения.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

КГБ ПОУ  «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»

КГБ ПОУ «Хабаровский автодорожный техникум»

Обновлено 2016/03/29
 

Новости профобразования