Дошкольное образование Печать E-mail
Автор: user   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Про эту профессию можно говорить бесконечно долго, цитируя великих педагогов и мудрецов, упражняясь в велеречивости и банальном философствовании. Но все по-настоящему великое очень просто. Вот и эта профессия и проста и бесконечно сложна одновременно. Это призвание, а еще точнее – особый образ жизни и мышления, склад характера и великий дар – воспитатель. Это самая честная профессия, потому что дети не принимают ложь, какой бы она не была искусной. Эта самая светлая и благодарная профессия, потому что ничто в мире, включая деньги и звания, не сравнится с сияньем преданных, доверчивых, пытливых, благодарных и любящих детских глаз. Жизнь маленького человека начинается с детского сада, и здесь его должны встретить люди, способные научить жить в большом и сложном мире. Сказать, что это ответственная профессия – просто ничего не сказать. В руках воспитателя сразу несколько формирующихся на его глазах вселенных - непоседливых, бесконечно любопытных и жадно впитывающих окружающий мир. Всего за каких-то 5-6 лет, пока ребенок в саду, его нужно обучить такому множеству вещей, какое ни одному профессору-энциклопедисту не под силу.


А главное – именно воспитателю дано право и возможность быть первооткрывателем детских талантов и способностей. Благородная ответственность перед миром не упустить искры зарождающихся талантов, помочь им разгореться.


Конечно, исходя из того простого факта, что воспитатель детского сада должен научить ребёнка основным принципам окружающего мира, его личность должна быть почти безупречной. Образованность и эрудиция – профессиональная обязанность детских педагогов, ведь они главные образцы для подражания своих маленьких подопечных. Это нелегко, очень нелегко, но наградой за этот труд становится осознание не напрасно проживаемой жизни, необычайной наполненности и вечная молодость души, ума, и эта вечная молодость является неминуемым и самым прекрасным профессиональным «заболеванием» воспитателя.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В списке педагогических профессий достойное место занимает воспитатель. Первый педагог, с которым малыши встречаются в своей жизни, – это воспитатель дошкольного детского учреждения: человек образованный, добрый, чуткий, любящий детей и хорошо понимающий их. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». Воспитатель детского сада многое делает, чтобы привить ребятам лучшие качества характера, подготовить их к школе. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста ребенка.


Профессия воспитателя известна с античных времен, но определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В Древней Греции воспитанием детей в состоятельных семьях занимался раб, который сопровождал их в школу и нес все необходимые принадлежности для их учебы. В остальное время раб следил за развитием детей, оберегал от опасности и невольно формировал в целом их поступки и поведение. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого языка (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии, после популяризации общественного образования, появилась профессия – воспитатель. Позже, в связи с потребностью в общественных дошкольных учреждениях, появилась профессия воспитателя дошкольного учреждения.


Воспитатель дошкольного учреждения – одна из самых массовых современных педагогических профессий. Она возникла в 17–18 вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в т. ч. в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были открыты благотворительные заведения в Германии, ясли-приюты в России. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений больше было мужчин.

 

Во 2-й половине 19 в. ведущей в дошкольном воспитании стала система Ф. Фребеля. Он открыл «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» (1837, г. Бланкенбург, Германия), в 1840 г. оно было переименовано в «Детский сад» – с тех пор это название стало самым распространенным. Новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф. Фребеля и его рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия, где организовывались детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы по подготовке педагогов для работы в них. Однако организация детских садов в России вызвала значительные споры, т. к. традиции национального воспитания в большей степени ориентировались на семью. Поэтому к 1896 г. в стране насчитывалось лишь около 60 дошкольных учреждений. Число бесплатных дошкольных учреждений для малоимущих семей было совсем незначительным.

 

В дореволюционной России под влиянием педагогических теорий Локка и Руссо очень высоко ценили воспитателей, которым богатые люди поручали воспитание своих детей, не доверяя общественным учебно-воспитательным заведениям, которые, как они считали, могли привить различные недостатки их детям. В богатых семьях того времени воспитатели были только помощниками родителей в деле воспитания и обучения их детей. Воспитателями в семьях очень часто бывали иностранцы, в основном французы, затем немцы и англичане. Уже в то время высоко ценилось в образовании, особенно женском, знание иностранных языков. С расширением требований к женщинам по части образования иностранки потеряли свое прежнее воспитательское положение и остались лишь учительницами иностранных языков, а их места заняли учительницы и наставницы.

 

Кроме семейств воспитатели работали в школах, в которых более или менее был проведен принцип разделения труда по обучению и собственно воспитанию между различными лицами. Обучение осуществляли преподаватели и преподавательницы, a воспитание, то есть классный надзор, дисциплину, помощь учащимся при вечерних занятиях и тому подобное, воспитатели под различными наименованиями: классные наставники, надзиратели, классные дамы, надзирательницы. К концу 19 в. недоверие к школе и дошкольным учреждениям в обществе значительно уменьшилось, школы были улучшены, положение учителей и воспитателей возвышено по сравнению с прежними временами, и в материальном, и в нравственном отношении.

 

Сегодня воспитатели работают в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и других учебно-воспитательных учреждениях. В настоящее время в обществе существует потребность в частных воспитателях. Эти воспитатели так же, как и во времена Российской империи, предоставляют свои услуги в части образования и воспитания детей в семьях богатых или со средним достатком людей.Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольных образовательных учреждений, уровню профессиональной подготовки современного воспитателя, его чаще называют педагогом. Слова «учитель», «педагог», «воспитатель» очень близки по значению, поскольку ими называют людей, которые посвятили себя педагогической деятельности, выбрали служение педагогической профессии.


Важнейшая социальная функция педагога – сотворение личности, духовное воспроизводство человека. Содействие формированию человека, как создателя всех материальных и духовных благ. Педагог приобщает подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создает условия для дальнейшего прогресса.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Образование и педагогические науки

 

Назначение специальности:

Выпускник специальности «Дошкольное образование» организует занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования; организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, прививает им навыки общения. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Организует и проводит праздники для дошкольников. Консультирует родителей по вопросам обучения, развития и воспитания детей, укрепления их здоровья.


Должен знать:

теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста, требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения, теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей, теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников, основы организации обучения дошкольников, особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста, структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования, теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях, основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям, методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации.


Должен уметь:

планировать, организовывать и проводить утреннюю гимнастику прогулки, закаливания; диагностику результатов физического воспитания и развития; планировать, организовывать и проводить различные виды деятельности и общения детей; участвовать в подготовке и проведении праздников; определять цели и задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника; проводить диагностику и оценку результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; оформлять документацию; планировать работу с родителями.

 

Профессионально важные качества:

• внимательность;

• ответственность;

• отзывчивость;

• тактичность;

• общительность;

• терпеливость;

• склонность к работе с детьми;

• хорошая память;

• хорошее внимание;

• высокие коммуникативные способности;

• высокая общая культура и эрудированность;

• правильная, грамотная и внятная речь;

• хорошо поставленный голос;

• умение контролировать свое поведение;

• умение управлять коллективом.

 

Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ

 

КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

КГБ ПОУ «Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум»

КГБ ПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Обновлено 2017/03/28
 

Новости профобразования